32. Бажан Т.А. МИГРАЦИОННЫЙ РЕСУРС И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ // Языки и культуры в современном мире: XVII Международная научно-практическая конференция НОПриЛ: материалы конференции. - М.: Издательство МЭИ, – 2023. – С. 17 – 22. http://www.elibrary.ru/item.asp?id=54329601
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме обучения трудовых мигрантов русскому языку в контексте реализации задач, поставленных Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. Анализируются социальные, экономические и политические особенности современной миграционной ситуации, выявлены препятствия обучению мигрантов государственному языку Российской Федерации, предлагаются путивовлечения многомиллионной аудитории иностранных трудовых мигрантов в сферу распространения русского языка.
31. Бажан Т.А. СОДЕЙСТВИЕ ВОЗВРАЩЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ (О РЕАБИЛИТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРИНЦИПА) // Вестник РЭУ имени Г. В. Плеханова. – 2022. – № 5. – С. 126 – 146. URL: https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-126-146 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49554489
АННОТАЦИЯ
Игнорирование этнокультурного принципа в определении понятия «соотечественник» позволяет признавать в качестве таковых неоправданно широкий круг лиц. В наши дни очевиден риск превращения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из репатриационного проекта (первоначальная задумка) в рекрутинг иностранной рабочей силы: ограничены возможности участия пожилых и малообеспеченных иностранцев, владеющих русским языком, принадлежащих к народам России, готовых к интеграции в российское общество; соотечественниками легко признаются представители титульных наций некоторых постсоветских государств, не обладающие указанными социокультурными признаками; формируются те же коррупционные издержки, которые характерны для трудовой миграции; качество человеческого капитала, обеспечиваемого за счет Госпрограммы, не соответствует ни Конституции Российской Федерации, ни потребностям развития российского общества. Для придания политике государства должного репатриационного содержания необходимо провести ревизию ее целей, привести таковые в соответствие с Конституцией; конкретизировать правовую основу института репатриации (возвращения на Родину) соотечественников, поставив во главу угла не экономические, а культурнонравственные категории (ключевыми социокультурными признаками должны выступить владение русским языком, принадлежность к народам России, готовность к интеграции в российское общество). Идеология Госпрограммы должна исходить не из рекрутинговых, а из репатриационных задач. Автором отмечается, что необходимо реформировать систему реализации Госпрограммы, снабдив ее адекватным порядком отбора претендентов в соответствии с их социокультурными признаками; возможностями адресной поддержки пожилых и малоимущих соотечественников для их переселения на историческую Родину; устранением коммерческой составляющей в работе с соотечественниками (как в странах исхода, так и на территории России); инфраструктурой для первоначальной адаптации и последующей интеграции соотечественников в российское общество.
Статья посвящена анализу отдельных аспектов реализации Госпрограммы с целью выявления системных проблем данного репатриационного проекта и формулированию предложений по их решению и оптимизации государственной политики в сфере миграции.
30. Морозов О.В., Васильев М.А. ОЦЕНКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА. Издательство: РЭУ имени Г.В. Плеханова. – 2022. – Том 19. –
№ 4. –
С. 14 –
34. URL: Оценка информативности федерального бюджета и бюджетного процесса в Российской Федерации .htm https://elibrary.ru/item.asp?id=49420601
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена результатам статистического исследования состава расходов федерального бюджета (объект исследования) с позиции оценки его информативности (предмет исследования). На взгляд ее авторов вопросы информативности бюджетных решений остаются вне должного внимания не только со стороны участников бюджетного процесса, но и в практике государственного управления в целом. Поэтому целью данного исследования является формирование научно обоснованных инструментов оценки информативности, определение ее количественных показателей, прояснение характера, скрытых особенностей и сбалансированности распределения расходов федерального бюджета.
Материалы и методы. Анализ параметров состава расходов федерального бюджета выполнен на базе статистических данных Федерального казначейства за 2014–2020 годы. Теоретические основания и методы исследования выработаны на основе предпочтений авторов относительно результатов концептуальных и прикладных разработок отечественных ученых в области синергетической теории информации, структурного анализа систем, модульной теории социума. Применялись количественные методы обработки исходных данных, табличные и графические способы визуализации результатов исследования. Для решения задач исследования использовались стандартные пакеты прикладных программ Microsoft Office.
Результаты. Сформированы показатели информативности состава многокомпонентных систем и алгоритмы их расчетов. Определены количественные критерии и представлена модель оптимизации состава расходов федерального бюджета. Сопоставление фактических и модельных показателей информативности предъявлено как способ корректировки приоритетов в составе расходов федерального бюджета, как способ разработки тактики и стратегии перехода от фактических параметров состава расходов к тому «наилучшему» распределению, которое описывается количественной моделью оптимального сочетания масштабов его компонентов. Установлены ретроспективные варианты оптимизации по итогам исполнения расходов в 2020 году и перспективные варианты оптимизации распределения расходов федерального бюджета в 2022–2024 годах.
Заключение. Оценка информативности и оптимизация масштабов компонентов состава бюджетных расходов признаны элементами управления распределением общественных ресурсов в бюджетном процессе, способами обеспечения контроля за эффективностью бюджетных решений и могут быть полезными для участников бюджетного процесса как на этапе формирования, так и на этапе исполнения бюджетных расходов.
29. Бажан Т.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА // ВЕСТНИК РЭУ имени Г. В. Плеханова. – 2022. – № 1. – С. 72 – 83. URL: Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов как инструмент государственной миграционной политики советского периода | Бажан | Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (rea.ru) СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (elibrary.ru)
АННОТАЦИЯ
Российская миграционная политика сталкивается с рядом проблем, эффективное решение которых пока не найдено. В их числе отсутствие инфраструктуры для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, высокий уровень незаконной миграции. До сих пор не работает система организованного привлечения трудящихся-мигрантов (оргнабор). Для решения указанных проблем целесообразно обратиться к анализу опыта советского периода, когда успешно решались сложнейшие миграционные проблемы. Активному вовлечению населения в их решение способствовала система мер, направленных на содействие социокультурной адаптации и интеграции внутренних мигрантов. В рамках настоящей статьи анализируются особенности и механизмы государственной миграционной политики советского периода, позволявшие обеспечивать потребности экономики в трудовых ресурсах, заселять удаленные регионы страны, создавать условия для развития человеческого капитала. Государственная политика в этой области была планомерной и последовательной: ставка делалась на внутреннюю трудовую миграцию; миграционные потоки рационально регулировались; государство было заинтересовано в перспективном развитии промышленного, сельскохозяйственного и культурного потенциала территорий вселения. Критическое изучение опыта адаптации и интеграции мигрантов в указанный период, выявление механизмов, способных работать в нынешних условиях, позволят существенно оптимизировать современную миграционную политику и практику ее реализации.
28. Морозов О.В., Васильев М.А. СТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСКОРЕНИЯ // ВЕСТНИК РЭУ имени Г. В. Плеханова. – 2021. – № 6. – С. 42 – 67. URL: Структурное развитие российской экономики: оценка состояния и перспективы ускорения | Морозов | Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (rea.ru) СТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСКОРЕНИЯ (elibrary.ru)
АННОТАЦИЯ
В практике государственного управления оценка экономического развития традиционно осуществляется путем сравнения макроэкономических показателей за оцениваемый и сопоставимый предшествующий период. В статье описывается нетрадиционный структурный подход к оценке развития отраслевого строения экономики России. Оценка выполнена за последние десять лет (2011–2020). Авторами анализируется возможность ускоренного развития в среднесрочном (2023 г.) и долгосрочном (2036 г.) периодах. Представлены теоретические основы исследования, показатели структурного развития, порядок и алгоритмы их расчетов. Построена количественная модель перехода от фактического состояния к оптимальному сочетанию масштабов отраслей. Путем сопоставления фактических и модельных (расчетных) показателей масштабов отраслей оценены направленность и характер структурного развития национальной экономики, а также определена ее способность к ускоренному развитию в будущих периодах. Результаты оценки показали, что гармонизация соотношения показателей разнообразия и единообразия, изменчивости и устойчивости в отраслевом строении является структурным условием развития отечественной экономики. Эти показатели могут быть использованы органами государственного управления в процессе разработки стратегий ускоренного развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей.
27. Бажан Т.А. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ // ЭТНОСОЦИУМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. –
2021. –
№ 10 (160). С. 43 –
52. URL: Этносоциум №10 (160) 2021 | Международное издательство Этносоциум (etnosocium.ru)
Цель статьи – изучение потенциала системы социокультурной адаптации и интеграции мигрантов для противодействия незаконной миграции и теневым процессам в экономике. Проанализированы важнейшие характеристики иностранных работников, востребованных в непрозрачных секторах российской экономики (низкая квалификация, мотивированность на пребывание и работу вне правового поля, неудовлетворительное владение русским языком, не адаптированность к российскому обществу, склонность к закрытому анклавному существованию, высокая сплоченность). Установлено, что усилия государства по «обелению» экономики и оптимизации миграционной политики должны быть дополнены системой адаптации и интеграции. Такая система сможет не только выполнить свою гуманитарную миссию по бесконфликтному вхождению мигранта в российский социум, но и повысить эффективность контроля за пребыванием иностранцев на территории страны, дифференцированно подходить к различным категориям мигрантов, учитывать реальную потребность экономики в иностранных трудовых ресурсах. Для реализации указанного в статье сформулированы предложения.
26. Морозов О.В., Бирюков А.Г. ВОПРОСЫ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ 2020 Г. // Журнал «ФЕДЕРАЛИЗМ». –
2021. –
№2. –
С. 84 –
114. URL: Вопросы к отечественной практике межбюджетного регулирования в ситуации пандемии 2020 г. | Морозов | Федерализм (rea.ru) Вопросы к отечественной практике межбюджетного регулирования в ситуации пандемии 2020 г. (elibrary.ru)
АННОТАЦИЯ
В условиях развития пандемии в 2020 г. федеральный бюджет, субнациональные бюджеты Российской Федерации исполнялись со значительными отклонениями от показателей и норм, утвержденных соответствующими законами и решениями. Были приостановлены отдельные положения Бюджетного кодекса РФ. Сформирован механизм гибкого исполнения бюджетов. Его использование привело к существенному росту бюджетных расходов и дефициту федерального бюджета несмотря на то, что действующий закон о федеральном бюджете определял высокий уровень его профицита. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в условиях пандемии формировали новый заказ на дополнительные финансовые ресурсы, объем которых уточнялся и менялся в течение 2020 г. Эти обстоятельства повлияли на уровень бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов субъектов Федерации и вызвали радикальное увеличение межбюджетных трансфертов по сравнению с 2019 г. Для оценки эффективности решений в области межбюджетного регулирования, реализованных в 2020 г., проведен общий анализ условий нормативно-правого регулирования, а также сроков и последствий распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Предложена методология и проведен факторный анализ зависимости между объемами федеральной поддержки и потребностями регионов в их получении. Результаты оценки говорят как об отсутствии строгой корреляции между ними, так и о том, что дополнительная поддержка не сопровождалась постановкой соответствующих целей и задач, своевременной подготовкой методологии распределения ресурсов. Предложенная методология оценки механизмов и результатов распределения объемов финансовой помощи по каждому субъекту Российской Федерации показала свою результативность и может быть рекомендована к применению в будущих периодах.
25. Бажан Т.А. К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МИГРАЦИОННОЙ СФЕРЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДИКАТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ. // Материалы второго Международного научно-практического форума по экономической безопасности «VII ВСКЭБ». - Москва: Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", 2021. (21-23 апреля 2021 г.) –
С. 104 –
110. URL : К вопросу о возможности рассмотрения правонарушений в миграционной сфере в качестве предикатных преступлений по отношению к легализации преступных доходов (elibrary.ru)
АННОТАЦИЯ
Незаконная миграция является одной из стратегических угроз национальной безопасности в области экономики. Незаконный иностранный труд является важной составляющей сектора теневой экономики. В этой сфере вращаются значительные денежные средства, нуждающиеся в последующей легализации. В статье анализируется вопрос о целесообразности отнесения правонарушений в миграционной сфере к предикатным преступлениям по отношению к отмыванию денег.
24. Морозов О.В., Васильев М.А. СТАТИСТИКА ОТРАСЛЕВОГО СТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И МОДЕЛЬ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ // СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА. РЭУ имени Г.В. Плеханова (Москва). –
2021. –
Том 18 № 1. –
С. 14 –
36. URL: Статистика отраслевого строения российской экономики и модель его оптимизации | Морозов | Статистика и Экономика (rea.ru) Статистика отраслевого строения российской экономики и модель его оптимизации (elibrary.ru) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44852372
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена описанию результатов эконометрического исследования и оптимизации отраслевого строения российской экономики. Результаты современных отечественных исследований по этой теме показывают, что задача установления теоретически обоснованных количественных критериев оптимизации структурного состава многокомпонентных (дискретных) социальных систем остается вне должного внимания и не только должна, но и может быть разрешена. Поэтому целью данного исследования является определение оптимальных размеров, установление меры гармоничного сочетания отраслевых компонентов отечественной экономики и на их основе - выработка актуальной направленности структурной экономической политики российского государства на обозримую перспективу.Материалы и методы. Теоретические основания исследования выработаны на основе предпочтений авторов относительно результатов концептуальных и прикладных разработок отечественных ученых в области структурного анализа систем. Методологическую основу исследования составляют работы по структурной организации систем, концепции структурной гармонии систем, диалектике гармонии, модульной теории социума, эконометрике. Анализ параметров (показателей) компонентного состава отечественной экономики выполнен на базе статистических данных Росстата за 2018 год. Оценка экспортно-импортного потенциала отечественной экономики выполнена по статистическим данным стоимости выпуска товаров и услуг за 2014-2018 годы. Применялись эконометрические методы обработки исходных данных, табличные способы визуализации результатов исследования. Для решения задач исследования использовались стандартные пакеты прикладных программ Microsoft Office.Результаты. Представлены теоретические основы, порядок и алгоритмы исследования структурного строения многокомпонентных (дискретных) систем. Определен критерий (максимизация структурного потенциала развития исследуемой системы) и построена количественная модель оптимизации их структурного строения. На основе модели определены оптимальные масштабы структурных компонентов (отраслей) отечественной экономики. По данным статистики за 2018 год, отражающим ресурсную мощность (занятость, основные фонды, количество организаций) и результаты деятельности (добавленная стоимость, инвестиционная активность), произведены эконометрические расчеты относительных (в сравнении со всей экономикой) размеров отраслей российской экономики. Сравнение фактических и модельных (оптимальных) показателей масштабов отраслей отечественной экономики, как способ обнаружения неоптимальности (дисгармоничности) ее строения, показывает путь перехода от фактического ее состояния к тому «наилучшему» строению, которое описывается количественной моделью оптимального сочетания масштабов ее отраслей.Заключение. На основе количественной модели оптимизации отраслевого строения показаны несбалансированный характер отраслевой структуры, потребность в гармонизации отраслевого состава и, тем самым, наличие структурных резервов экономического роста российской экономики. Оптимизация масштабов отраслей представляет собой формирование структурных условий для более эффективного функционирования российской экономики, она может быть признана макроэкономическим условием и стратегическим резервом экономического роста.
23. Морозов О.В., Бирюков А.Г., Васильев М.А. СТАТИСТИКА РАЗЛИЧИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ВОПРОСЫ ЕГО ГАРМОНИЗАЦИИ // СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА. Издательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва) ISSN: 2500-3925. –
2020. –
Том 17 № 4. –
С. 4 –
32. URL: Статистика различий институционального состава национальной экономики и вопросы его гармонизации | Морозов | Статистика и Экономика (rea.ru) Статистика различий институционального состава национальной экономики и вопросы его гармонизации (elibrary.ru)
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена оценке масштабов государственного сектора, которая восходит к оценке степени участия государства в отечественной экономике и остается дискуссионным. Такие оценки часто осуществляются без предъявления критериев предельных значений и вне оценок его эффективности и сочетания с иными институциональными секторами. При этом очевидно, что соотношение государственного и иных (негосударственных) секторов относится к вопросу стратегического значения, к вопросу эффективности экономической системы страны в ее целостности, поэтому требует теоретического, методологического и практического разрешения.
Показано, что на фоне снижения относительной ресурсной мощности, госсектор за рассматриваемый период не показывает роста степени участия государства в российской экономике. При этом показатели эффективности госсектора не демонстрировали не только худших, но и ухудшающихся значений, как в сравнении с негосударственным сектором, так и с экономикой в целом. Определены критерии минимально необходимого и максимально возможного масштабов государственного сектора и показано, что по состоянию на 2016 год интегральный показатель масштабов госсектора российской экономики не достигает минимально необходимой величины. Построена количественная модель оптимизации секторального состава национальной экономики. Предложены системные решения и дан способ определения долей институциональных секторов в структуре отечественной экономики.
В статье рассматриваются вопросы участия государства в экономике, определяются масштабы и эффективность государственного сектора в национальной экономике. Установлено, что в рамках предельно либеральных и предельно этатических идеологических установок задача оптимизации ни величины государственного сектора отечественной экономики, ни гармоничного сочетания ее секторального состава не находят удовлетворительного решения. Выполнен анализ институционального состава национальной экономики и показан способ оптимизация ее строения, определена направленность экономической политики государства по оптимизации институциональной структуры национальной экономики. Ориентация экономической политики на достижение оптимальной структуры (гармонии) экономической системы (как и само движение к ней) создаст условия не только для повышения ее эффективности, но и позволит наиболее полно удовлетворять экономические потребности социально-профессиональных групп, а обществу в целом успешно развиваться.
20. Бажан Т.А. "ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И РИСКИ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ"// КОНФЕРЕНЦИЯ: ОТРАСЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ И РИСКИ . Материалы Международной практической конференции. Москва, 22-23 апреля 2020 г. Статья в сборнике трудов конференции: –
2020. –
С. 170 –
175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43013971
Статья посвящена проблеме рисков отмывания денег в сфере внешней трудовой миграции. Для этих целей проведена оценка «теневых» доходов, возникающих в связи с деятельностью мигрантов, работающих в РФ на основании патента. Результаты свидетельствуют о наличии соответствующей уязвимости миграционной сферы. Обоснована необходимость создания системы управления рисками в данной сфере.
В статье определяются методологические основы формирования целей, установления горизонтов, а также бюджетных параметров ресурсного обеспечения документов стратегического планирования. Исследованы работы зарубежных и отечественных авторов в области институционального строительства, системогенетики, структурного анализа, количественного моделирования. Авторами применялись количественные методы обработки исходных данных, табличные методы визуализации результатов исследования. Предложен способ определения оптимальных величин значений распределения доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы. Трехуровневая бюджетная система страны проанализирована как институт, как инструмент и как ресурсный источник стратегического планирования на федеральном и субнациональном уровнях. Показана необходимость радикального усовершенствования института государственных программ Российской Федерации, аргументирован отказ от доминирования разовых поручений и решений над документами стратегического планирования, а также рекомендовано ужесточение контроля за реализацией документов стратегического планирования с обязательными последствиями для его участников и самих документов. Обосновывается гипотеза, что достижение оптимальной структуры бюджетной системы (как и само движение к ней) создаст условия не только для включения субнациональных органов власти в исполнение национальных проектов, но и для реализации многообразия потенциалов ее регионов – уникального преимущества Российской Федерации.
18. КОНФЕРЕНЦИЯ: СИСТЕМА ПОД/ФТ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Сборник тезисов докладов участников V Международной научно-практической конференции Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ 14 – 15 ноября 2019 г. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», – 2020. – С. 21 – 24. Т. А. Бажан - профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«ХАВАЛА»: СРЕДНЕВЕКОВОЕ «KNOW HOW» В XXI ВЕКЕ (К ВОПРОСУ О РИСКАХ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ В МИГРАЦИОННОЙ СРЕДЕ)».
17. КОНФЕРЕНЦИЯ: СИСТЕМА ПОД/ФТ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Сборник тезисов докладов участников V Международной научно-практической конференции Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ 14-15 ноября 2019 г. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. С. 18-21. Т. А. Бажан - профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И РИСКИ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ». ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА.
Статья посвящена проблеме рисков отмывания денег в сфере внешней трудовой миграции. Для этих целей проведена оценка «теневых» доходов, возникающих в связи с деятельностью мигрантов, работающих в РФ на основании патента. Результаты свидетельствуют о наличии соответствующей уязвимости миграционной сферы. Обоснована необходимость создания системы управления рисками в данной сфере.
URL: ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И РИСКИ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ (elibrary.ru)
16. ЭКОНОМИКА ПРАВО ОБЩЕСТВО. Журнал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова – 2019;(4): 43-59. Вышла статья О. В. Морозова - кандидат философских наук, руководитель научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова, Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, А. Г. Бирюкова - кандидат экономических наук, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, М.А. Васильева - заместитель руководителя научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
К ВОПРОСУ ОБ ЭРГОНОМИЧНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА (В ЧАСТИ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА).
Настоящая статья освещает результаты исследования заключительных этапов федерального бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение отчета правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за финансовый год и лишь отчасти касается предшествующих этапов – составления бюджетной отчетности и ее внешней проверки. Статья продолжает дискуссию на тему эргономичности федерального бюджетного процесса в части рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрены содержательный и процессуальный аспекты бюджетной отчетности. В содержательной части работы в современном состоянии бюджетной отчетности на федеральном уровне авторами фиксируется противоречие между практикой бухгалтерского подхода к отчетности и политикой бюджетирования, ориентированного на результат. Констатируется, что современная федеральная бюджетная отчетность, несмотря на переход в бюджетном планировании от управления бюджетными расходами к управлению результатами, продолжает характеризоваться доминированием бухгалтерского подхода. В части работы, посвященной процессуальным аспектам бюджетной отчетности, показано наличие противоречия между масштабным объемом материалов (сравнимым с объемами по проекту федерального бюджета на очередной год и плановый период), предполагающихся к осмыслению в процессе подготовки к принятию/отклонению, и ничтожным результатом как принятия, так и отклонения проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный год. С учетом фиксации различий функций парламента между оценкой соответствия бюджетных расходов бюджетным назначениям и политической оценкой деятельности правительства по использованию общественных финансов за отчетный период аргументируется актуальность реализации бюджетной политики, направленной на бюджетирование, ориентированное на результат не только на этапе формирования и исполнения федерального бюджета, но и на этапе бюджетной отчетности. На этой основе формулируются предложения по повышению результативности бюджетного отчетного процесса.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42815050 https://epo.rea.ru/jour/article/view/185
15. Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества: Материалы Международного форума. – М.: Издательский дом ГУУ, 2019. Статья в сборнике трудов конференции: Год издания 2019. С. 13-25. Т. А. Бажан - профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2 октября 2019 г. в Государственном университете управления, приняла участие в Международном Форуме «Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества», приуроченный к 100-летию университета. В рамках форума представителями органов власти, научного сообщества, общественных организаций были высказаны различные точки зрения на миграционные процессы, происходящие в России и в мире.
«ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ»
К числу проблем, которые не нашли еще должного решения относится интеграции мигрантов. В статье рассматривается возможность использования опыта дореволюционной России и Советского Союза по адаптации и интеграции мигрантов на современном этапе. Для этого анализируется интеграционный потенциал миграционной политики государства в указанные периоды российской истории, а также ее особенности, обеспечившие успешное достижений поставленных целей. Наиболее важными особенностями миграционной политики прошлого являются: доминирующая роль государства в управлении миграционными процессами; государственный контроль, обеспечивавший надежную защиту прав мигрантов, социально-экономическое обеспечение важнейших интеграционных мер. Успешная адаптация и интеграция мигрантов достигалась благодаря мощной инфраструктуре, созданной государством. Эффективная миграционная политика, комплекс действенных социально-экономических мер способствовали развитию страны и гармонизации интересов местного населения и мигрантов. Достижения миграционной политики прошлых исторических периодов в значительной мере обеспечивались ее интеграционным потенциалом, обзор которого дается в статье. Активное обращение науки и практики к позитивный интеграционному опыту, накопленному в ходе многовекового развития страны, будет способствовать существенной оптимизации миграционной политики Российской Федерации на современном этапе.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41187793 https://guu.ru/news_ru/70627 https://konferencii.ru/info/129324
14. ВЕСТНИК Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6. С. 124-148. Вышла статья О. В. Морозова - кандидат философских наук, руководитель научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова, А. Г. Бирюкова - кандидат экономических наук, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, М.А. Васильева - заместитель руководителя научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, МЕТОДОЛОГИЯ
В связи с принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в статье проведено исследование стратегического планирования в стране. Методологическую основу формирования целей, установления горизонтов стратегического планирования составляют работы зарубежных и отечественных авторов в области институционального строительства, системогенетики, структурного анализа, количественного моделирования. Исследованы представления о национальном развитии сторонников либеральной логики пошаговой социальной инженерии и представителей историцистской доктрины телеологического планирования общественного развития, показана возможность их сочетания. Дан анализ недостатков в общесистемных областях государственной деятельности по прогнозированию, планированию, программированию и ресурсному обеспечению развития, понимаемых как элементы стратегического планирования. Рассмотрены объективные противоречия и риски в отечественной практике стратегического планирования. Обоснована необходимость радикального усовершенствования института государственных программ в Российской Федерации. Авторами аргументируется отказ от доминирования разовых поручений и решений в пользу документов стратегического планирования. Представлен способ определения оптимальных величин распределения доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы. Трехуровневая бюджетная система страны рассматривается как институт, инструмент и ресурсный источник стратегического планирования. Обоснована гипотеза, что достижение оптимальной структуры бюджетной системы создаст условия для включения субнациональных органов власти в исполнение национальных проектов.
URL: https://vest.rea.ru/jour/article/view/795 https://elibrary.ru/item.asp?id=41482590
13. ВЕСТНИК Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2019. № 6. С. 96-107. Вышла статья, Т. А. Бажан - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Статья посвящена проблеме использования исторического опыта дореволюционной России в совершенствовании государственной политики в миграционной сфере. В ходе многовекового процесса становления и развития полинационального и поликультурного общества был накоплен обширный и уникальный интеграционный опыт. Обеспечивались единство и целостность страны, ее развитие, геополитические интересы. В целом политика Российской империи отличалась последовательностью в решении вопросов внутренней и внешней миграции, четким пониманием целей, направленных на обеспечение интересов страны. Действенная государственная система давала возможность эффективно помогать мигрантам, контролировать их пребывание, регулировать миграционные потоки, обеспечивать дифференцированный подход к различным категориям иностранцев и внутренних переселенцев. Реализацию современной миграционной политики России осложняет малоэффективная система социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных мигрантов, которая нуждается в существенной оптимизации и создании централизованной инфраструктуры. Объективное и критическое осмысление автором отечественного опыта прошлых эпох может существенно обогатить научное обеспечение миграционной политики на современном этапе, а также востребованную систему полноценного включения мигрантов в принимающий социум.
URL: https://vest.rea.ru/jour/article/view/792 https://elibrary.ru/item.asp?id=41482587
12. ТЕТРАДИ ПО КОНСЕРВАТИЗМУ: АЛЬМАНАХ. – № 4. – М.: Некоммерческий фонд – Институт социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ), 2018. – 336 с. Очередной номер альманаха «Тетради по консерватизму» приурочен к 25-летию Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, и посвящен современному российскому парламентаризму. Вышла статья О. В. Морозова - кандидат философских наук, руководитель научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова (статья подготовлена в 4 квартале 2018 года, опубликована в 3 квартале 2019 года).
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ НОВОЙ РОССИИ
В настоящей статье представлены результаты размышлений автора о теоретических началах, правовых основах и практике международной деятельности Федерального Собрания – парламента Российской Федерации – в связи с двадцатипятилетием парламентаризма новой России. Анализируются страноведческая сеть отношений, формы двухстороннего межпарламентского сотрудничества, показан опыт сотрудничества с европейскими межпарламентскими структурами и объединениями. Особое внимание уделено парламентскому сотрудничеству в рамках Союза Беларуси и России, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружества Независимых Государств (СНГ) и Евразийского экономического сообщество (ЕврАзЭС). Показана востребованность межпарламентского взаимодействия со странами БРИКС и ШОС. На основе Концепции внешней политики Российской Федерации (от 30 ноября 2016 года № 640), выступления министра иностранных дел России С.В. Лаврова на Мюнхенской конференции по безопасности 16 февраля 2019 года, Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года представлены тематика, география и перечень направлений международного сотрудничества Российского парламента на среднесрочную перспективу.
URL: http://isepr.ru/almanah/ http://isepr.ru/upload/iblock/0fe/internet_mag_04_2018.pdf https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=52021&
11. ЭКОНОМИКА ПРАВО ОБЩЕСТВО. Журнал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова № 2 (18), 2019. Страницы: 107-121. Вышла статья О. В. Морозова - кандидат философских наук, руководитель научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова, А. Г. Бирюкова - кандидат экономических наук, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, М.А. Васильева - заместитель руководителя научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
К ВОПРОСУ ОБ ЭРГОНОМИЧНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Вопросы организации бюджетного процесса восходят к проблеме воспроизводства государственной состоятельности. Между тем в среде участников бюджетного процесса не вполне осознана зависимость состоятельности государства от его эффективности, которая в свою очередь является функцией бюджетной политики и особенностей принятия решений по использованию общественных финансов. Требуют уточнения роль и место в бюджетной политике документов стратегического планирования, их соотношения с базовыми законами, непосредственно влияющими на бюджетную, налоговую, долговую политику. Не вполне ясно, какую роль в бюджетной политике должны играть национальные проекты и как они должны быть отражены в бюджетном процессе. В исследовании звеньев цепи таких зависимостей авторами использован неординарный подход. Оценка эффективности бюджетного процесса осуществляется с точки зрения его эргономичности на основе принципов прозрачности и стабильности. Оцениваются правовые условия, объем и состав федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год и плановый период, анализируются его текстовые статьи, количественный и качественный состав приложений. В качестве результатов исследования даются характеристики задач и инструментов достижения эргономичности федерального бюджетного процесса.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41249311
10. ЭКОНОМИКА ПРАВО ОБЩЕСТВО. Журнал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова № 2 (18), 2019. Страницы: 91-100. Вышла статья, Т. А. Бажан - профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник научной школы «Высшая школа публичной политики» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
ВОПРОСЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЛАНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена проблеме инфраструктуры для социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество. Ее актуальность обусловлена сложившейся миграционной ситуацией. Автор анализирует документы планирования реализации государственной национальной политики на территории субъектов Российской Федерации в части касающейся адаптации и интеграции мигрантов. Содержащиеся в них мероприятия адаптационно-интеграционной направленности свидетельствуют о сформировавшемся позитивном практическом отношение к адаптации и интеграции как к инструменту стабилизации межнациональных отношений и оптимизации социально-экономических процессов (включая рынок труда). Наличие пробелов в федеральном законодательстве минимизирует и фрагментирует возможность создания соответствующей инфраструктуры. В этой связи очевидна избирательность региональной политики по отношению к различным группам иностранцев. Основная масса мероприятий направлена на социально-психологическую и культурно-языковую адаптацию детей мигрантов с целью их последующей интеграции в российское общество. Группы мероприятий также адресованы и отдельным категориям взрослых мигрантов (участники Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников; беженцы; высококвалифицированные специалисты; участники учебной миграции и некоторые др.). При этом отсутствуют механизмы адаптационной поддержки для самой многочисленной и отчасти проблемной категории – трудовых мигрантов. Инфраструктура для адаптации и интеграции мигрантов должна соответствовать миграционной ситуации, а также быть действенным инструментом реализации национальной и миграционной политики Российской Федерации. Для этого необходима выработка единого стратегического подхода, а также системы мер политико-правового и социально-экономического характера.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41249309
9. СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА. Журнал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Том 16, №5 (2019). Страницы: 47-56. Вышла статья научной школы «Высшая школа публичной политики», О.В. Морозов, А.Г. Бирюков, М.А. Васильев.
СТАТИСТИКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8. СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА. Журнал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Том 16, № 4 (2019). Страницы: 73-89. Вышла статья научной школы «Высшая школа публичной политики», О.В. Морозов, А.Г. Бирюков, М.А. Васильев.
СТАТИСТИКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель статьи состоит в оценке актуального состояния и выработке мер государственной политики по последовательному преодолению межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения страны на основе стимулирования самостоятельности региональных и местных властей Российской Федерации. Прикладной целью работы является определение оптимальных величин значений распределения доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы как финансового условия состоятельности субнациональных властей. В свете положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» исследуемый круг вопросов приобретает критическую важность, поскольку требует включения региональных и местных властей в исполнение национальных проектов.
В статье рассматривается вопрос дифференциации российских регионов по уровню и качеству жизни населения, проводится анализ факторов, обусловивших данную дифференциацию. Высокая неоднородность пространственного развития России является одной из особенностей ее экономики. Государственная налогово-бюджетная, долговая политика, политика межбюджетных трансфертов являются ключевыми факторами последовательного решения задач по преодолению межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, повышения конкурентоспособности страны, обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Достижение оптимальной структуры бюджетной системы (как и само движение к ней) создаст условия не только для включения субнациональных органов власти в исполнение национальных проектов, но и для реализации многообразия потенциалов ее регионов – уникального преимущества Российской Федерации.
URL: https://statecon.rea.ru/jour/article/view/1383 https://elibrary.ru/item.asp?id=39524936
7. СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ И ВЫСТУПЛЕНИЙ "ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ": сборник научных трудов и выступлений/отв. ред. М.А.Васильев. – Москва: ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - 164 с. ISBN 978-5-7307-1526-4
Настоящий сборник является итогом научных исследований, посвященных вопросам становления политического образования и политической практики современной России. Изданию сборника предшествовало проведение серии межвузовских научно-практических семинаров в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Структура сборника отражает ключевые направления проведенных исследований. Они касаются зарубежных и отечественных моделей политического образования, состояния и перспектив современного экспертного политического сообщества, а также проблем отечественной политической культуры. Достигнутые в ходе исследований и семинаров результаты предназначены для применения как в сфере политической науки, политического образования, так и для формирования и совершенствования соответствующих компетенций у специалистов-практиков. Кроме того, реализация рекомендаций, размещенных в сборнике, будет способствовать конструктивному развитию профессионального сообщества отечественных политологов и его консолидации.
6. Журнал «ФЕДЕРАЛИЗМ» Номер: 2. Год: 2019. Страницы: 87-105. Вышла статья руководителя научной школы «Высшая школа публичной политики» О.В.Морозова.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Оценка эффективности бюджетного процесса осуществляется не посредством финансово-экономических показателей, основных параметров бюджетной системы, но исходя из целей, задач и ожидаемых результатов бюджетной политики. В качестве основы исследования предложены принципы прозрачности и стабильности бюджетного процесса, понимаемые как вполне прикладные и «счетные» параметры. Вводятся критерии оценки условий эффективности формирования, рассмотрения, исполнения и контроля бюджетных решений. В качестве результатов исследования предлагается характеристика задач и инструментов оптимизации федерального бюджетного процесса.
URL: https://federalizm.rea.ru/jour/article/view/9 https://elibrary.ru/item.asp?id=38576126
5. ВЕСТНИК Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Номер: 2. Год: 2019. Страницы: 66-80. Вышла статья научной школы «Высшая школа публичной политики», О.В. Морозов, М.А. Васильев, А.Г. Бирюков.
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ
Центральный банк, эмиссионный центр, резервная система, федеральное казначейство – все эти и иные названия обозначают тот элемент функционирования экономики конкретного государства, который занимается управлением деньгами, т. е. определяет и администрирует денежную массу, покупательную способность резидентов в отношении товаров, работ и услуг, непосредственно влияет на номенклатуру и состав финансовых услуг, инструментов финансового рынка, воздействует на инфляционные процессы и т. д. В статье представлены результаты исследования состояния нормативно-правового регулирования, практики реализации полномочий и ответственности, особенностей деятельности Банка России как самостоятельного, относительно независимого органа государственного управления и на их основе – направления совершенствования управления, нормотворческой деятельности, процедур подготовки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации заключений на проекты федеральных законов, предмет регулирования которых относится к сфере деятельности Центрального банка. Сформулированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
URL: https://vest.rea.ru/jour/article/view/680 https://elibrary.ru/item.asp?id=37522459
4. Научное издание: К ПОИСКУ ГАРМОНИИ ФЕДЕРАТИВНЫХ СИСТЕМ. Напечатано в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Научная школа «Высшая школа публичной политики». Год: 2018. Страниц: 268. К поиску гармонии федеративных систем. Метод / О.В. Морозов, М.А. Васильев.
Авторы книги на основе осмысления современной естественно-научной картины мира, междисциплинарного подхода и адаптации системогенетической методологической платформы представили новые направления поиска гармонии социальных систем, выстроили логический каркас и инструментарий исследования федеративных систем. Совокупность качественных и количественных приемов исследования представлена как программа исследования феноменов федерализма и процесса жизни федеративных государств.
Излагаемая методология может быть полезна молодому поколению ученых, интересующихся методологией исследования социальных систем.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье актуализируется проблема социокультурной интеграции иностранных граждан в системе государственной миграционной политики. Автор рассматривает данную проблему, исходя из необходимости государственного урегулирования складывающейся системы общественных отношений, формирующихся в условиях массовых миграций. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов рассматриваются как органичная часть политики государства в целом, и политики миграционной в частности. Эффективная государственная политика в этой сфере нуждается: в создании инфраструктуры (при участии и контроле государства) для адаптации и интеграции мигрантов; в урегулировании наиболее проблемных процессов, препятствующих адаптации и интеграции мигрантов (серые секторы экономики и рынка труда; анклавно-посреднические услуги по легализации и обустройству трудовых мигрантов; сужение теневых финансовых оборотов на «миграционном» рынке, инициирующих риски отмывания денег и финансирования терроризма); в принятии федерального закона, который бы регулировал общественные отношения в данной сфере. В статье обосновывается необходимость целенаправленной государственной комплексной политики, использующей адаптационно-интеграционный инструментарий. Интеграция в миграционной политике является особым гуманитарным инструментом, способствующим формированию мотивации мигрантов к законопослушному поведению в стране приема и уважению ее устоев, минимизации правового нигилизма, укреплению социальной стабильности социума, а также реализации всего комплекса задач миграционной политики Российской Федерации.
URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-ekonomika-i-upravlenie-journal-asr-economics-and-management/ https://elibrary.ru/item.asp?id=36287679
2. Журнал «ФЕДЕРАЛИЗМ» Номер: 3. Год: 2018. Страницы: 120-142. Вышла статья руководителя научной школы «Высшая школа публичной политики» О.В.Морозова и заместителя руководителя научной школы М.А.Васильева.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ СТРУКТУРНОЙ НЕОДНОРОДНОСТИ
В федералистике широко применяется характеристика федерации как «единство в многообразии» или «многообразие в единстве». Фиксируется, что «единство» в своем пределе приобретает форму централизованного федерализма, устремленного к унитаризму. А «многообразие» в своей крайности сводится к несвязанному множеству федеративных частей, устремленному к сепаратизму. Обе крайности неприемлемы. Необходимо указать путь движения между ними. Однако проблема количественных измерений показателей «единства» и «многообразия» федеративных систем, а также их оптимального сочетания, остается слабо изученной. В статье определяются количественные измерители и дается оценка предельных значений структурной неоднородности федеративных государств, устанавливается количественный критерий оптимизации их структурного строения.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36285813 http://www.federalizm.ru/data/nomer.shtml?nomer=91
1. ВЕСТНИК - журнал Московского Университета, серия 12, Политические науки. Номер: 3. Год: 2017. Страницы: 17-37. Вышла статья руководителя научной школы «Высшая школа публичной политики» О.В. Морозова.
ФЕНОМЕН ФЕДЕРАЛИЗМА И ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
В статье исследуется феномен современного федерализма в его геополитическом аспекте и обосновывается актуальность задачи построения классификационной системы современных федеративных государств; определяются и обосновываются 10 политико-правовых критериев классификации, в рамках которых выделяется 32 дифференциальных признака. Каждое из существующих на настоящий момент 24 федеративных государств получает свой уникальный набор из 10 признаков, представленный в виде числовой комбинации. Данный подход позволяет определить частотность комбинаций признаков, а также выявить группы схожих федеративных государств. Созданная классификационная система современных федеративных государств является универсальной и позволяет классифицировать не только существующие на настоящий момент, но и ранее существовавшие федеративные государства.
URL: http://vestnikpolit.ru/articles/2017/3/ https://elibrary.ru/item.asp?id=30498797.