Направления развития биоэкономики в Университете

Процесс формирования надотраслевой комплексной междисциплинарной системы биоэкономики должен включать работу над технико-экономическим обоснованием проектов, изучением вопросов формирования цепочек стоимости, особенностей межрегионального взаимодействия, а также координацию деятельности институциональных акторов биоэкономической деятельности с учетом широкой географии РФ, созданием цифровой инфраструктуры проекта.

Биоэкономика в РЭУ им. Г.В. Плеханова

  1. Междисциплинарные биоэкономические исследования
  2. Подготовка кадров, в том числе междисциплинарная
  3. Прикладные биотехнологические исследования
  4. Предпринимательство, бизнес-инкубатор
  5. Научно-образовательная инфраструктура
  6. Популяризация биоэкономики и просветительская деятельность
  7. Цифровое сопровождение (цифровые технологии)
  8. Правовые аспекты биоэкономической деятельности
© Титова Екатерина Сергеевна
Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития РФ в разрезе проектов, реализуемых Университетом
Стратегический проект №3 «Новые материалы и технологии для устойчивого развития»
  • Материаловедение и технологии новых материалов
    • – Биоразлагаемые материалы
    • – Перспективные композиционные материалы
    • – Ресурсосберегающие технологии
  • Технологии для устойчивого развития
    • – Рециклинг и использование вторичного сырья
    • – Экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика
    • – Технологии предотвращения и ликвидации загрязнений окружающей среды
  • Пищевые системы нового поколения
    • – Создание безопасных и качественных, в т.ч. функциональных и персонализированных продуктов питания
    • – Хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции

Задачи по развитию стратегического проекта

Актуальные проблемы биоэкономики, роль постгеномных дисциплин

Глава 1. Биоэкономика – это экономика знаний, биотехнологий и инноваций
Глава 2. Биотехнологии получения и производства биотоплива из растительного сырья
Глава 3. Биоэкономика фармпрепаратов и биопродуктов для пищевой промышленности
Глава 4. Биоэкономика в решении экологических проблем
Глава 5. Общие представления о геномике и ее роли в развитии биотехнологий для биоэкономики
Глава 6. Развитие транскриптомики и протеомики, их роли в развитии биотехнологий для биоэкономики
Глава 7. Метаболомика, другие постгеномные дисциплины и метаболическая инженерия в развитии биотехнологий для биоэкономики
Глава 8. Развитие систем высшего образования в XXI веке с учетом достижений наук о жизни
Глава 9. Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура) для биоэкономики и наук о жизни
© Титова Екатерина Сергеевна

Предпосылки развития образовательных программ в области биоэкономики

Междисциплинарный подход к формированию биоэкономических компетенций

  • Образовательные программы, формирующие инженерные и биотехнологические компетенции
    • – Нутрициология и фудомика
    • – Пищевые инновации и продакт-дизайн
    • – Экспертиза, оценка и менеджмент товаров
    • – Экология и экономика природопользования
    • – Технология продукции и организация общественного питания
    • – Инженер-экономист
    • – Технологии машинного обучения и инженерия данных
Диссертационный совет по специальности 4.3.3 Пищевые системы
  • Образовательные программы, формирующие экономические компетенции
    • – Экономика высокотехнологичных предприятий промышленности
    • – ESG-трансформация предприятий
    • – «Зеленая экономика» и управление ресурсами
    • – Экономический консалтинг
    • – Устойчивые финансы (ESG) и цифровая трансформация
    • – Аналитика Больших данных в экономике
    • – Менеджмент наукоемких технологий
    • – Интеллектуальный анализ данных и поддержка принятия решений
7 Диссертационных советов по специальности 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Новые образовательные программы в области биоэкономики

К набору на 2025 год подготовлены новые образовательные программы:
  • 38.04.01 Экономика – Технологическое лидерство
  • 19.03.01 Биотехнологии – Биоэкономика пищевых систем
    Дисциплины учебного плана:
    • – Пищевая химия, Микробиология
    • – Синтетическая биология
    • – Основы научных исследований в области биотехнологий
    • – Введение в биотехнологию
    • – Процессы и аппараты биотехнологических производств
    • – Инженерные основы проектирования биотехнологических производств
    • – Современные методы оценки свойств сырья и продукции биотехнологических производств
    • – Агробиотехнологии в пищевой промышленности
    • – Управление качеством и обеспечение безопасности на предприятиях биотехнологических производств
  • 38.03.01 Экономика – Биоэкономика (экономист-инженер) сетевая программа совместно с Росбиотехом
    Дисциплины учебного плана:
    • – Промышленная биотехнология
    • – Организация производства на предприятиях биотехнологической отрасли
    • – Клеточная биотехнология
    • – Биоинформатика и основы генетики
    • – Экологический менеджмент на биотехнологических производствах
    • – Системы управления качеством и безопасностью на биотехнологических производствах
    • – Операционный менеджмент и бизнес-аудит на биотехнологических производствах
    • – Технологическая (проектно-технологическая) практика
Открыта программа ДПО «Введение в биоэкономику»

Профильный биологический класс в Экономическом лицее РЭУ

Биоэкономика. Технологический профиль (10-11 класс)
Специальные дисциплины учебного плана:
  • – Основы биотехнологии
  • – Основы экологической грамотности
  • – Экономика
  • – Индивидуальный проект в интересах индустриальных партнеров ВИШ «НМиТ»
  • – Учебная практика с участием индустриальных и академических партнеров ВИШ «НМиТ»
Продвижение и просветительская деятельность
Интерактивные мероприятия:
  • – Викторина «Что такое биоэкономика?»
  • – Экотурнир «Креативные идеи будущего»
  • – Мастер-класс «Биотехнология – незаменимая часть профессий будущего»
  • – Мастер-класс «Полевая химия и экология – можно ли без них обойтись?»
  • – Квест-игра «Биотехнология: прошлое, настоящее, будущее»
  • – Мастер-класс «Как вредную воду превратить в полезную?»
  • – Квиз «Увлекательный мир биотехнологий»
Исследования в области опережающей подготовки кадров для биоэкономики
Направления исследований:
  • изучение динамики роста объема биотехнологических и биоэкономических знаний в России и за рубежом;
  • исследование тематической направленности работ в области биоэкономики для их интеграции в процесс подготовки кадров;
  • формирование компетентностной модели подготовки кадров в условиях развития отечественной биоэкономики с учетом актуальных особенностей трансформации российской системы образования;
  • анализ запросов работодателей на специалистов в области биоэкономики, особенности применения профессиональных стандартов;
  • исследование отношения обучающихся к возможностям трудоустройства в отечественном секторе биоэкономики;
  • изучение особенностей институционального взаимодействия основных акторов биоэкономической деятельности.
Применение биотехнологий в отраслях экономики: результаты исследования

Определено межотраслевое назначение по результатам систематизации биотехнологий по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД.

© Титова Екатерина Сергеевна
Развитие биотехнологий в регионах РФ

Сведения о количественном размещении профильных объектов образовательной и научно-технической деятельности в регионах России

При составлении рисунка учтены профильные НОЦ МУ, НЦМУ, Центры НТИ, технопарки, ГНЦ, наукограды, ИНТЦ, ИТК, ОЭЗ

Результаты анализа и мониторинга

Результаты лексикометрического анализа стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (по ключевым словам: биотехнологии, биоэкономика, биотопливо и др.)

Картограммы вузов, представленных в рейтингах вузов России 2022, 2023, 2024 годов по предметным областям «Биотехнологии и биоинженерия», «Экология», «Экономика» и «Биология»

Изучены образовательные портфели 55 лидирующих вузов предметных рейтингов RAEX с использованием метода таксономии направлений подготовки и специальностей в области наук о жизни.

Каждый из отобранных регионов рассмотрен детализированно (пример г. Санкт-Петербурга).

© Титова Екатерина Сергеевна
Развитие человеческого капитала для биоэкономики

Вопросы подготовки кадров

Возможности развития экономики в мире состоят в использовании технологических инноваций и совершенствовании человеческого капитала, при этом технологические инновации требуют непрерывного приращения знаний и организации их трансляции через систему подготовки кадров.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

В основе — принцип технологической ориентации образовательных программ –
Выявлены группы ключевых компетенций для развития человеческого капитала биоэкономики –

Результаты анализа и мониторинга

  1. Взаимосвязь общебиологических наук, а также принятых дисциплин и направления развития биотехнологий
  2. Таксономическая группировка направлений подготовки и специальностей подготовки кадров
  3. Подготовлены матрицы («тепловые» карты) образовательных портфелей изученных отечественных вузов
  4. Картограммы профилизации региональной деятельности по подготовке кадров для биоэкономики
  5. Определены взаимосвязи между количеством обучающихся на разных уровнях образования

Анализ профессиональных стандартов и запросов работодателей (диагностическое исследование)

Распределение отобранных профессиональных стандартов по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (подчеркивается сквозная направленность биоэкономики)

  • Использованы данные портала «Роснавык» о количестве вакансий за период 27.02.2023-27.02.2024 (всего более 13 млн вакансий по РФ);
  • Выделено 41 наименование вакансии с общим количеством вакансий 7076.
Изучение и мониторинг рынка труда

Распространенность вакансий по итогам обработки результатов профильного поискового запроса

  • Проведена группировка обобщенных трудовых функций, содержащихся в профильных для развития биоэкономики профессиональных стандартах;
  • Изучено распределение отобранных профессиональных стандартов по квалификационным уровням.

Результаты анкетирования обучающихся

Всего опрошенных: 426 чел.
Направления подготовки: Экономика и управление; Науки о Земле; Сельское, лесное и рыбное хозяйство; Химические технологии; Промышленная экология и биотехнологии и др.
  • Вопрос: Какие тематические направления Вы изучали в процессе освоения образовательной программы? (множественный выбор)
  • Вопрос: Приходилось ли Вам изучать возможности использования биотехнологий в процессе освоения образовательной программы? (один вариант ответа)
  • Вопрос: Рассматриваете ли Вы возможным после окончания вуза трудоустройство в организации, деятельность которых связана с созданием и/или использованием биотехнологий? (один вариант ответа)

Анализ подходов к классификации специалистов на основе компетентностного подхода

Изучены новые, двухосновные (междисциплинарные) образовательные программы подготовки специалистов для биоэкономики

Взаимосвязи направлений, специальностей подготовки кадров и областей профессиональной деятельности профильных для развития биоэкономики ФГОС уровня бакалавриата, выявленные сотрудниками Университета

© Титова Екатерина Сергеевна