Статья освящает мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты виртуального дискур-
са, общие особенности и виды дискурса. Среди признаков виртуального дискурса отмечаются такие как: опосре-
дованность культурой, коммуникативная природа, частое возвращение к предмету обсуждения, своеобразный
сленг, интерактивность и толерантность дискурса. Отмечается, что развитие вертикальных и горизонталь-
ных социальных связей среди членов виртуальных сообществ отчасти способствует формированию некоммер-
ческого сектора в структуре современного государства и, в отдельных случаях, может влиять на общественно-
значимые события в жизни общества. Методологию исследования составили: информационно-семиотический
подход, рассматривающий общественное взаимодействие как мир социальной информации, накапливаемой и
сохраняемой с помощью знаковых средств, созданных людьми; концепция А. Маслоу об иерархии мотивационно-
потребностной сферы, теории социального действия Ю. Хабермаса и концепция социальных практик П. Бурдьё.
В результате проведённого исследования сделаны выводы о том, что мотивационно-потребностный потен-
циал виртуального дискурса представлен мотивами и потребностями, среди которых: возможности психоло-
гической разгрузки, самореализация и профессиональный рост, удовлетворение потребности в безопасности и
анонимности, в признании и уважении, и другие. Дискурс в виртуальной субкультуре несёт на себе отпечатки
социально-культурного пространства и обеспечивает выполнение ряда функций, в частности: информацион-
ной функции и формирования социального облика. В числе ролевых детерминант дискурса – расчёт рейтинга,
иерархии пользователей, а также структурные образования, представляющие собой пирамиду рангов на основе
подсчёта уровня активности пользователя, по факту оставленных комментариев или по объёму созданного
контента могут присваиваться ранги, побуждающие к действиям, повышающим статус.