История и становление факультета маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова
Маркетинговое образование началось в нашей стране в 90е годы. В рамках дисциплины «Экономика торговли» в 1986 году в Плехановке впервые стал преподаваться небольшой курс по маркетингу в объеме 16 часов. В 1993 году преподавателями созданной в 1989 году кафедры маркетинга, которая стала первой в СССР и в России, была предложена первая целевая программа подготовки специалистов по маркетингу, на ее базе профессором Соловьевым Б.А. и его коллегами с кафедры и из других вузов был разработан первый государственный стандарт для подготовки маркетологов. В 1994 году в РЭА состоялся первый выпуск 90 экономистов-маркетологов в рамках специальности «Социально-экономическое планирование». Можно без преувеличения сказать, что выпуск этой группы специалистов положил начало созданию и развитию института (факультета) маркетинга в Плехановском университете. В 1995 году в соответствии с приказом Госкомвуза в стране начала вестись профессиональная подготовка по специальности «Маркетинг». В связи с этим в РЭА был создан Институт маркетинга, основу которого и составила кафедра маркетинга.
Важным этапом развития факультета маркетинга стало открытие Лаборатории экспериментального и практического маркетинга, задачей которой являлось проведение научных и прикладных маркетинговых исследований и внедрение их в учебный процесс. Значимой вехой в истории Института стало включение в его состав новых кафедр. В 2001 году в его структуру вошла кафедра Логистики, история которой берет свое начало с 1944 года, когда в Нашем вузе была создана кафедра материально-технического снабжения.( в 2014 году кафедра получила название кафедры предпринимательства и логистики). В 2002 году в Плехановском университете была впервые создана кафедра Рекламы, которая тоже вошла в состав факультета маркетинга (в 2014 году кафедра была преобразована в кафедру рекламы, связей с общественностью и дизайна).
В марте 2016 года состоялось заседание Совета директоров комиссии ECBE, на котором было принято решении об аккредитации. Сертификаты о прохождении аккредитации были вручены представителю РЭУ им. Г.В. Плеханова на международной конференции ECBE, которая проходила 21-22 мая в Амстердаме (Нидерланды).
В число аккредитованных программ вошли 7 магистерских программ факультета маркетинга по направлению «Менеджмент»:
Корпоративный маркетинг;
Рекламный менеджмент;
Интегрированная логистика;
Маркетинговое управление малым и средним бизнесом;
Маркетинг и продажи (очно-заочная);
Маркетинг и предпринимательство в глобальной экономике (русско-английская программа);
Маркетинговые технологии современного бизнеса.
Сегодня факультет маркетинга реализует программы бакалавра менеджмента (профиль маркетинг) и магистратуры (магистр менеджмента, направление маркетинг).
Факультет маркетинга регулярно входил в ТОП ведущих факультетов РЭУ им. Г.В. Плеханова, его образовательные программы были неоднократно отмечены Гильдией маркетологов, Российской ассоциацией маркетинга, Ассоциацией коммуникационных агенств России (АКАР) и другими профессиональными организациями. В 2007 году образовательные программы факультета первыми получили международное признание, пройдя международную аккредитацию Европейского совета бизнес-образования. В 2011 году факультет был награжден специальным дипломом Гильдии маркетологов «За 15 лет стабильного лидерства в подготовке высококвалифицированных специалистов в области маркетинга».
Эффективное маркетинговое образование на факультете маркетинга РЭУ имени Г.В.Плеханова – это:
- широкое использование передового зарубежного опыта, которое позволило коллективу факультета маркетинга с самого начала занимать активную позицию в развитии маркетингового образования в России.
- научная составляющая образовательного процесса. С самых первых дней на факультете велась активная работа по хоздоговорным темам с участием преподавателей и студентов, по заказам правительственных органов и крупнейших российских предприятий. Среди них такие компании как Аэрофлот, Росгосстрах, Российские Железные дороги, вертолетный завод М.Л. Миля, а также Правительство Москвы. Преподаватели активно помогают будущим маркетологам публиковать статьи в научных изданиях, участвовать в научных исследованиях, международных конференциях и др.
- повышенное внимание математическим дисциплинам – это еще одна ключевая особенность преподавания на факультете. Выпускники образовательных программ факультета маркетинга развивают свои креативные способности, но и умеют составить экономическое обоснование маркетинговых решений.
- активное использование в учебном процессе
инновационных
форм обучения: деловых игр, тренингов, ситуационных задач, мастер-классов, творческих заданий. Уникальным является электронный интерактивный спецкурс «Моделирование маркетинговых решений», разработанный профессором кафедры маркетинга Алексеем Александровичем Мешковым.
- развитие
навыков активного социального общения, столь необходимых представителям маркетинговых профессий.
Все эти принципы помогают факультету маркетинга занимать лидирующие позиции как в РЭУ им. Г.В. Плеханова, так и среди других факультетов вузов. За время своего существования факультет маркетинга подготовил несколько тысяч выпускников.
Деканы факультета маркетинга:
д.э.н., проф. Соловьев Б.А. (1995 - 2000 гг.) д.э.н., проф. Розанова Т.П. (2000 - 2007 гг.)
д.э.н, проф. Брагин Л.А. (2007 - 2008 гг.)
д.э.н., проф. Никишкин В.В. (2008 - 2013 гг.)
д.э.н., проф. Асалиев А.М. (2013 - 2017 гг.)
к.филол.н. Окунькова Е.А. (2017 - н.в.)
Лаборатория экспериментального и практического маркетинга:
д.э.н., проф. Мешков А.А. (1998 - 2009 гг.) Дукачева А.И. (2009 - 2012 гг.) Шак А.С. (2012 - 2014 гг.)
Чернышова М.И. (2014 - 2017 гг.)
к.э.н., доц. Холод М.В. (2017 гг.)
Бокина Т.Ю. (2017 - 2018 гг.) Тимур О.Ю. (2018-2019 гг.)
к.п.н., Школьникова М.В. (2019-2020)
Мехришвили Е.В. (2020-н.в.)
| Заведующие кафедрами:
Маркетинга:
д.э.н., проф. Соловьев Б.А. (1990 - 2009 гг.) д.э.н., проф. Шишкин А.В. (2009 - 2011 гг.)
- д.э.н., проф. Скоробогатых И.И. (2011 - н.в.)
Предпринимательства и логистики:
д.э.н., проф. Степанов В.И. (2001-2014 гг.) д.э.н. проф. Сагинова О.В. (2014-2016 гг.) к.э.н. доц. Завьялов Д.В. (2016 - н.в.)
Рекламы, связей с общественностью и дизайна:
д.э.н., проф. Хапенков В.Н.(2002 - 2014 гг.) д.э.н. проф. Киселев В. (2014 - 2015 гг.) д.э.н. проф. Минтусов И.Е. (2015 - н.в.) д.филос.н. доц. Осипова Е.А. (2017 - н.в.)
|
Факультет Маркетинга является одним из наиболее динамичных подразделений ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». На факультете также ведет работу лаборатория экспериментального и практического маркетинга.
Сегодня Факультет маркетинга предлагает образовательные программы по маркетингу, рекламе и логистике для бакалавров и магистров, согласно ФГОС ВО Третьего поколения.
На факультете выпускающими кафедрами являются:
– кафедра маркетинга;
– кафедра предпринимательства и логистики;
– кафедра рекламы дизайна и связей с общественностью.
Положение о факультете маркетинга