Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linkssubordinateunits

История кафедры


Русскую высшую школу всегда отличало наисерьезнейшее отношение к слову, к формированию человека образованного, безупречно владеющего речью. 

 

Хрущевская оттепель и падение железного занавеса всколыхнули интерес к нашей стране и к изучению русского языка. Молодые люди из многих стран мира посчитали изучение России, ее культуры и языка делом своей жизни. 

 

Именно поэтому в начале 60-х в МИНХ им. Г.В.Плеханова была создана кафедра русского языка, ориентированная на обучение иностранных студентов и стажеров. Кафедру возглавила кандидат филологических наук Мария Михайловна Курек. С 1975 года кафедра продолжила свою работу под руководством Валерия Павловича Сомова. 

Преподаватели кафедры русского языка были в числе первых, кто начал разрабатывать методику преподавания русского языка как иностранного, кто создавал учебные пособия и справочники по методике и практике преподавания русского языка иностранным учащимся. 

 

Были созданы уникальные учебные пособия, занимаясь по которым иностранные студенты, приезжающие в Россию и не знающие ни одного слова на русском языке, могли достичь такого блестящего уровня владения языком, который позволил им не только получить высшее профессиональное образование на русском языке, но и защитить кандидатские и докторские диссертации. 

 

Особо следует отметить спецкурс по методике преподавания русского языка под общим названием «Русский язык как иностранный», разработанный научно-преподавательским составом кафедры. Наличие сертификата о сдаче экзамена по этому курсу давало иностранным выпускникам право преподавать русский язык в родной стране, что тем самым способствовало формированию интереса к изучению русского языка во всем мире. 

 

В 80-х кафедру возглавил доктор филологических наук профессор Александр Павлович Журавлев, основоположник целого научного направления - экспериментальной фоносемантики, которая в дальнейшем положила начало созданию программ воздействия на подсознание посредством фонетики. 

 

Многочисленные работы А.П.Журавлева – такие, как «Звук и смысл», «Фонетическое значение», - известны не только в нашей стране, но и за рубежом, именно они легли в основу нейролингвистического программирования и широко используются в настоящее время в пиар-технологиях. 

 

Новизна научных исследований сделала кафедру русского языка ведущим научным центром, который привлекал молодых ученых из разных стран мира. Именно в это время кафедра начала активно сотрудничать с крупнейшими зарубежными учебными заведениями. Так, в частности, преподаватели русского языка выезжали на работу во многие высшие учебные заведения: Мерилендский университет (США), университет города Айова (США), Бостонский университет (США), университет города Арним (Голландия), экономическую школу Сирола Описто (Финляндия), экономический университет г.Хельсинки (Финляндия), Шведский экономический университет, Берлинский экономический университет (Германия), университет Карла Маркса в Лейпциге (Германия), языковую гимназию при Пражском университете (Чехия), университет города Гронингем (Голландия), университет города Рима (Италия), Высшую школу экономики г.Тянь-Зинь (Китай), университет Камило Сьен-Фуегос (Куба), государственный университет г.Ла-Пас (Боливия), Высший технический университет кампучийско-советской дружбы (Камбоджа), Парижский университет, а также в учебные заведения Сирии, Афганистана, Индии, Гвинеи-Бисау, Никарагуа. 

 

В 80-х годах кафедра русского языка МИНХ им. Г.В.Плеханова первой в нашей стране разработала и успешно использовала обучающие компьютерные программы. Эта работа имела колоссальный успех и была высоко оценена не только руководством Минвуза, но и европейскими и американскими специалистами. В центральных издательствах был напечатан ряд пособий и монографий профессора А.П.Журавлева: «Диалог с компьютером», «Языковые игры на компьютере», «Сто компьютерных упражнений по русскому языку», «Язык и компьютер» (А.П.Журавлев, Н.А.Павлюк). 

 

По настоящее время сохранили свою актуальность пособия, опирающиеся на компрессивно-генеративную методику обучения чтению (Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Деловой человек читает по-русски. - М., «Русский язык», 1993). 

Преподаватели кафедры понимали, что изучение русского языка немыслимо без изучения русской культуры, без погружения в социокультурную среду, поэтому они активно сотрудничали с обществами дружбы с зарубежными странами и выезжали на работу в летние языковые школы Венгрии, Франции, Германии, Италии, Чехии, работали в интерлагере «Буревестник». 

 

Следует подчеркнуть, что преподаватели кафедры русского языка первыми поняли важность кураторства и активно участвовали в кураторской работе с иностранными землячествами, создали Клуб русского языка, выпускали газету для иностранных студентов «Интерминх». 

 

В 1993г. кафедру русского языка возглавила кандидат филологических наук Елена Васильевна Беляева. 1994г. стал поворотным этапом в истории кафедры русского языка: демократизация общества, участие в широкой публичной дискуссии людей, несхожих по своему образованию и воспитанию, выявили необходимость преподавания родного языка русским студентам. Именно в этом году в РЭУ им. Г.В.Плеханова был организован Центр языковой подготовки. 

 

Центр возглавил кандидат педагогических наук профессор Александр Григорьевич Шейгам. Блестящий переводчик, ветеран войны, талантливый ученый, проф. Шейгам прекрасно понимал, что всестороннее воспитание молодого поколения немыслимо без серьезной языковой подготовки, которая подразумевает безукоризненное владение в первую очередь родным языком. В состав Центра языковой подготовки вошли кафедра русского языка, которую возглавила доцент Шерстюкова Ольга Викторовна, и кафедра иностранных языков – зав. кафедрой к.ф.н. доцент Экарева Ирина Леонидовна; общее число преподавателей Центра составило более 180 человек.

 

В настоящее время на кафедре русского языка работает 23 преподавателя, 10 доцентов, кандидатов филологических наук. 


Кафедра русского языка с успехом совмещает два направления работы. 

 

1. Работа с иностранными студентами, стажерами и магистрами.

В связи с переходом на модульную систему обучения кафедра разработала программы для каждого уровня владением языком, комплекс учебно-методических материалов для самостоятельной работы, стартовые, промежуточные и итоговые тесты, тесты остаточных знаний и критерии оценки коммуникативной компетенции иностранных учащихся в разных видах речевой деятельности.

 

В соответствии с современными требованиями методики преподавание русского языка как иностранного (РКИ) является аспектным и охватывает все виды речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение и глубокое изучение лексики и грамматики. Программа обучения составлена таким образом, что по окончании обучения иностранные учащиеся готовы к сдаче государственного экзамена на получение сертификата по РКИ.

Следует отметить, что кафедра русского языка входит в систему Государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку на уровни владения и для получения гражданства РФ, что позволяет эффективно подготовить иностранных учащихся к данному виду экзамена и в конечном счете обеспечить конкурентное преимущество выпускников РЭУ при трудоустройстве в российские организации и фирмы. 

 

Являясь членом РАПРЯЛ (Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы), кафедра русского языка активно участвует в программе расширения международного образовательного пространства: организует курсы русского языка как иностранного для бизнесменов, проводит тренинг-семинары, мастер-классы, научно-практические конференции для преподавателей русского языка (университет г. Айова), участвует в работе Международных конференций по проблемам преподавания РКИ.

 

Важное значение имеет постоянное долголетнее сотрудничество кафедры русского языка с филиалом РЭА в г. Улан-Батор (Монголия). 

 

2. Работа со студентами – носителями русского языка.

Профессионализм современного экономиста предполагает языковую компетентность, поэтому навыки владения популярными жанрами устной и письменной речи входят в число важнейших профессиональных навыков. Умение вести разные по целям и по формам деловые переговоры, составить тексты резюме, официального письма, написать презентационную речь, рекламное письмо и др. определяет эффективность работы экономиста. Речь, таким образом, может рассматриваться не только как мощный инструмент экономической политики, но и как визитная карточка коллектива, членом которого готовится стать студент экономического вуза. 

 

 

В настоящее время кафедра ведет большую работу по повышению интереса к изучению родного языка. К числу безусловных достижений кафедры русского языка относится проведение ежегодных межвузовских научно-практических конференций: «Динамика развития языка бизнеса», «Русский язык в жизни студента-экономиста», «Время учиться в России», «Диалог языков и культур», «Русский язык в жизни экономиста-плехановца», что позволяет не только стимулировать интерес студентов к научно-исследовательской работе, но и воспитывать гордость за великую русскую культуру и ее язык.

  


Исходя из федеральной целевой программы «Русский язык», кафедра русского языка ставит перед собой задачу всеми силами пропагандировать русский язык не только как средство межнационального общения, но и как залог духовного и культурного роста будущего специалиста-экономиста, т.к. на данной стадии экономического и социального развития страны популяризация нашего национального языка становится самостоятельным элементом, формирующим интерес к государству и к системе его экономики в целом.