Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linkssubordinateunits

История кафедры

Русскую высшую школу всегда отличало наисерьезнейшее отношение к слову, к формированию человека образованного, безупречно владеющего речью. 

 

Хрущевская оттепель и падение железного занавеса всколыхнули интерес к нашей стране и к изучению русского языка. Молодые люди из многих стран мира посчитали изучение России, ее культуры и языка делом своей жизни. 

 

Именно поэтому в начале 60-х в МИНХ им. Г.В.Плеханова была создана кафедра русского языка, ориентированная на обучение иностранных студентов и стажеров. Кафедру возглавила кандидат филологических наук Мария Михайловна Курек. С 1975 года кафедра продолжила свою работу под руководством Валерия Павловича Сомова. 

Преподаватели кафедры русского языка были в числе первых, кто начал разрабатывать методику преподавания русского языка как иностранного, кто создавал учебные пособия и справочники по методике и практике преподавания русского языка иностранным учащимся. 

 

Были созданы уникальные учебные пособия, занимаясь по которым иностранные студенты, приезжающие в Россию и не знающие ни одного слова на русском языке, могли достичь такого блестящего уровня владения языком, который позволил им не только получить высшее профессиональное образование на русском языке, но и защитить кандидатские и докторские диссертации. 

 

Особо следует отметить спецкурс по методике преподавания русского языка под общим названием «Русский язык как иностранный», разработанный научно-преподавательским составом кафедры. Наличие сертификата о сдаче экзамена по этому курсу давало иностранным выпускникам право преподавать русский язык в родной стране, что тем самым способствовало формированию интереса к изучению русского языка во всем мире. 

 

В 80-х кафедру возглавил доктор филологических наук профессор Александр Павлович Журавлев, основоположник целого научного направления - экспериментальной фоносемантики, которая в дальнейшем положила начало созданию программ воздействия на подсознание посредством фонетики. 

 

Многочисленные работы А.П.Журавлева – такие, как «Звук и смысл», «Фонетическое значение», - известны не только в нашей стране, но и за рубежом, именно они легли в основу нейролингвистического программирования и широко используются в настоящее время в пиар-технологиях. 

 

Новизна научных исследований сделала кафедру русского языка ведущим научным центром, который привлекал молодых ученых из разных стран мира. Именно в это время кафедра начала активно сотрудничать с крупнейшими зарубежными учебными заведениями. Так, в частности, преподаватели русского языка выезжали на работу во многие высшие учебные заведения: Мерилендский университет (США), университет города Айова (США), Бостонский университет (США), университет города Арним (Голландия), экономическую школу Сирола Описто (Финляндия), экономический университет г.Хельсинки (Финляндия), Шведский экономический университет, Берлинский экономический университет (Германия), университет Карла Маркса в Лейпциге (Германия), языковую гимназию при Пражском университете (Чехия), университет города Гронингем (Голландия), университет города Рима (Италия), Высшую школу экономики г.Тянь-Зинь (Китай), университет Камило Сьен-Фуегос (Куба), государственный университет г.Ла-Пас (Боливия), Высший технический университет кампучийско-советской дружбы (Камбоджа), Парижский университет, а также в учебные заведения Сирии, Афганистана, Индии, Гвинеи-Бисау, Никарагуа. 

 

В 80-х годах кафедра русского языка МИНХ им. Г.В.Плеханова первой в нашей стране разработала и успешно использовала обучающие компьютерные программы. Эта работа имела колоссальный успех и была высоко оценена не только руководством Минвуза, но и европейскими и американскими специалистами. В центральных издательствах был напечатан ряд пособий и монографий профессора А.П.Журавлева: «Диалог с компьютером», «Языковые игры на компьютере», «Сто компьютерных упражнений по русскому языку», «Язык и компьютер» (А.П.Журавлев, Н.А.Павлюк). 

 

По настоящее время сохранили свою актуальность пособия, опирающиеся на компрессивно-генеративную методику обучения чтению (Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Деловой человек читает по-русски. - М., «Русский язык», 1993). 

Преподаватели кафедры понимали, что изучение русского языка немыслимо без изучения русской культуры, без погружения в социокультурную среду, поэтому они активно сотрудничали с обществами дружбы с зарубежными странами и выезжали на работу в летние языковые школы Венгрии, Франции, Германии, Италии, Чехии, работали в интерлагере «Буревестник». 

 

Следует подчеркнуть, что преподаватели кафедры русского языка первыми поняли важность кураторства и активно участвовали в кураторской работе с иностранными землячествами, создали Клуб русского языка, выпускали газету для иностранных студентов «Интерминх». 

 

В 1993г. кафедру русского языка возглавила кандидат филологических наук Елена Васильевна Беляева. 1994г. стал поворотным этапом в истории кафедры русского языка: демократизация общества, участие в широкой публичной дискуссии людей, несхожих по своему образованию и воспитанию, выявили необходимость преподавания родного языка русским студентам. Именно в этом году в РЭУ им. Г.В.Плеханова был организован Центр языковой подготовки. 

 

Центр возглавил кандидат педагогических наук профессор Александр Григорьевич Шейгам. Блестящий переводчик, ветеран войны, талантливый ученый, проф. Шейгам прекрасно понимал, что всестороннее воспитание молодого поколения немыслимо без серьезной языковой подготовки, которая подразумевает безукоризненное владение в первую очередь родным языком. В состав Центра языковой подготовки вошли кафедра русского языка, которую возглавила доцент Шерстюкова Ольга Викторовна, и кафедра иностранных языков – зав. кафедрой к.ф.н. доцент Экарева Ирина Леонидовна; общее число преподавателей Центра составило более 180 человек.

 

В это время под руководством О.В.Шерстюковой были разработаны спецкурсы для носителей языка – студентов, для которых русский язык является родным: «Русский язык и культура речи», «Языковое оформление деловой корреспонденции и культура делового общения», «Язык бизнеса», «Риторика». 

 

Преподаватели кафедры русского языка постоянно ведут напряженную работу по созданию новых учебных пособий, учитывающих специфику экономического вуза. Так, доцентами кафедры: Шерстюковой О.В., Беспаловой К.С., Журавлевой Н.С. и Валуевой Т.А. - был подготовлен новый практикум «Русский язык и культура речи», который включает в себя комплекс практических заданий, а также базовый теоретический материал. Отличительной особенностью этого учебного пособия является обширный материал для самостоятельной работы, что делает его использование чрезвычайно актуальным в рамках новых модульных учебных программ, предусматривающих значительное количество учебных часов для самостоятельной работы. Впоследствии курс лекций «Русский язык и культура речи» был дополнен приложением «Золотые имена русской литературы 19 века» (Шерстюкова О.В., Лаврушина Е.В.), позволяющим студентам-экономистам взглянуть на литературное наследие классиков новыми глазами. 

 

В настоящее время на кафедре русского языка работает 19 преподавателей, из них 2 профессора, доктора филологических наук, 8 доцентов, 5 кандидатов филологических наук. Кафедра русского языка с успехом совмещает два направления работы. 

 

1. Работа с иностранными студентами, стажерами и магистрами.

В связи с переходом на модульную систему обучения кафедра разработала программы для каждого уровня владением языком, комплекс учебно-методических материалов для самостоятельной работы, стартовые, промежуточные и итоговые тесты, тесты остаточных знаний и критерии оценки коммуникативной компетенции иностранных учащихся в разных видах речевой деятельности.

 

В соответствии с современными требованиями методики преподавание русского языка как иностранного (РКИ) является аспектным и охватывает все виды речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение и глубокое изучение лексики и грамматики. Программа обучения составлена таким образом, что по окончании обучения иностранные учащиеся готовы к сдаче государственного экзамена на получение сертификата по РКИ.

Следует отметить, что кафедра русского языка входит в систему Государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку на уровни владения и для получения гражданства РФ, что позволяет эффективно подготовить иностранных учащихся к данному виду экзамена и в конечном счете обеспечить конкурентное преимущество выпускников РЭУ при трудоустройстве в российские организации и фирмы. 

 

Доброй традицией стало регулярное активное участие иностранных учащихся РЭУ в Плехановских чтениях и Всероссийских олимпиадах по русскому языку. Являясь членом РАПРЯЛ (Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы), кафедра русского языка активно участвует в программе расширения международного образовательного пространства: организует курсы русского языка как иностранного для бизнесменов, проводит тренинг-семинары, мастер-классы, научно-практические конференции для преподавателей русского языка (университет г. Айова), участвует в работе Международных конференций по проблемам преподавания РКИ (Китай, Швеция). 

 

По приглашению Министерства образования РФ кафедра принимала участие в выставках-презентациях российского образования в странах СНГ (Таджикистан, Казахстана); в открытии Таджикско-Славянского университета (г.Душанбе). 

 

Важное значение имеет постоянное долголетнее сотрудничество кафедры русского языка с филиалом РЭА в г. Улан-Батор (Монголия). Преподаватели кафедры русского языка в течение 10 лет регулярно выезжают в Монголию для чтения спецкурсов. 

 

2. Работа со студентами – носителями русского языка.

Профессионализм современного экономиста предполагает языковую компетентность, поэтому навыки владения популярными жанрами устной и письменной речи входят в число важнейших профессиональных навыков. Умение вести разные по целям и по формам деловые переговоры, составить тексты резюме, официального письма, написать презентационную речь, рекламное письмо и др. определяет эффективность работы экономиста. Речь, таким образом, может рассматриваться не только как мощный инструмент экономической политики, но и как визитная карточка коллектива, членом которого готовится стать студент экономического вуза. 

 

Научная работа, которую ведут преподаватели кафедры русского языка, с успехом находит применение в практике преподавания. Актуальнейшее научное исследование доктора филологических наук проф. Нины Михайловны Карпухиной - «Лексико-семантические процессы в русской терминологии товарно-денежного обращения», посвященное изучению современного состояния русского языка, нашло практическое применение в разработке новых редакций спецкурсов и создании учебных пособий: «Реализация коммуникативных связей в деловой переписке», «Влияние особенностей национальных культур на деловое общение», «Лексико-семантические процессы в языке специалистов-экономистов», «Словарь профессионально терминированной экономической лексики», «Культура устной и письменной речи делового человека» (Карпухина Н.М., Гудзь Н.Ф.), «Языковая культура делового человека» (Карпухина Н.М., Лаврушина Е.В., Павлюк Н.А.) и многих других. Проф.Н.М.Карпухина принимает также участие в работе международной комиссии по стандартизации термина. 

 

О высоком профессионализме преподавателей кафедры русского языка свидетельствует их работа в качестве экспертов в радио- и телепередачах, в частности проф. Н.М.Карпухина многократно выступала с докладами и сообщениями по проблемам русского языка в программе «Культурная революция» (телеканал «Культура»). 

 

В настоящее время кафедра ведет большую работу по повышению интереса к изучению родного языка. К числу безусловных достижений кафедры русского языка относится проведение ежегодных межвузовских научно-практических конференций: «Динамика развития языка бизнеса», «Русский язык в жизни студента-экономиста», «Время учиться в России», «Диалог языков и культур», «Русский язык в жизни экономиста-плехановца», что позволяет не только стимулировать интерес студентов к научно-исследовательской работе, но и воспитывать гордость за великую русскую культуру и ее язык.

 

Коллектив кафедры много работает над укреплением межпредметных связей: организует конкурс риторов (ф-т Политологии и права), принимает активное участие в конференции «Гуманитарное образование как условие развития бизнеса» (ф-т Политологии и права»), конференции «Процесс глобализации и судьба русского языка» (ф-т МЭО). 

Большая работа была проведена преподавателями кафедры в филиалах РЭА в Ташкенте, Краснодаре, Нижневартовске, Екатеринбурге, Якутске, республике Туве. 

 

В течение 20 лет преподаватели кафедры русского языка принимали активное участие в работе предметной комиссии РЭУ на вступительных экзаменах по русскому языку. 

 

Кафедра русского языка в течение многих лет ведет довузовскую подготовку: преподаватели кафедры активно сотрудничают со школами №345, 515, 528, 550, 553, 641, 1496, 1582, 1546. В связи с переходом к ЕГЭ кафедра перестроила свою работу таким образом, чтобы помочь учащимся совершенствовать умения и навыки, необходимые для успешной сдачи единого государственного экзамена. Преподаватели кафедры постоянно участвуют в семинарах по подготовке к проведению ЕГЭ, выступают в роли независимых экспертов. 

 

Исходя из федеральной целевой программы «Русский язык», кафедра русского языка ставит перед собой задачу всеми силами пропагандировать русский язык не только как средство межнационального общения, но и как залог духовного и культурного роста будущего специалиста-экономиста, т.к. на данной стадии экономического и социального развития страны популяризация нашего национального языка становится самостоятельным элементом, формирующим интерес к государству и к системе его экономики в целом.