Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linkskonf-Nin-25.05.2015

Заседание дискуссионного клуба Студенческого научного общества (СНО) кафедры "Налоги и налогообложение"

26 мая 2015 года состоялось заседание дискуссионного клуба Студенческого научного общества (СНО) кафедры "Налоги и налогообложение".

В работе клуба приняли участие студенты 2,3 и 4 курсов Финансового факультета, аспиранты и преподаватели – более 100 человек.

Модератором дискуссионной площадки стал Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение» Евгений Викторович Бушмин.

Кураторами СНО стали преподаватели кафедры Елена Сергеевна Стручкова и Равиль Габдуллаевич Ахмадеев.

Сопредседателем СНО стала студентка 2 курса Финансового факультета Елизавета Ломова.

Тема заседания была посвящена основным направлениям развития налоговой системы и налоговой политики в Российской Федерации.

Дискуссия была оживленной, заинтересованной и профессиональной.

Каждый доклад получал отклик со стороны участников дискуссии, а модератор не только обобщал высказанные предложения, но и предлагал пути дальнейшей работы над выбранной темой.

 

 

 

Студентка 3 курса Финансового факультета Полещук Виктория выступила с докладом «Горизонтальный налоговый мониторинг, как новый вид взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов».  Отмечено, что в период 2012 – 2013 гг. ФНС России проводился пилотный проект по внедрению расширенного информационного взаимодействия крупнейших налогоплательщиков и налоговых органов, в котором участвовали пять крупнейших налогоплательщиков. По итогам данного проекта был принят Федеральный закон от 04.11.2014 № 348‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». При обсуждении введения налоговых правоотношений в виде института налогового мониторинга в России студентами были отмечены и отдельные недостатки. В ходе дискуссии студент 3 курса Иванов Марк отметил, что действующее налоговое законодательство при проведении налогового мониторинга не содержит четко выработанного регламента взаимодействия между организациями и налоговыми органами. Следовательно, ФНС России необходимо утвердить форму и требования при осуществлении мероприятий по информационному взаимодействию. При этом необходимо учитывать, что в регламенте важно отразить порядок представления налоговому органу документов в электронной форме или доступа к информационным системам организации, в которых содержатся необходимые документы (информация), по выбору организации. Студентка 3 курса Шеенкова Юлия подчеркнула, что в регламенте должен быть установлен порядок ознакомления налогового органа с оригиналами первичных документов в случае такой необходимости, поскольку мониторинг осуществляется налоговой инспекции без выхода в организацию. Следовательно, инспектор будет использовать при мониторинге не только данные, предоставленные организацией, но и иные сведения, имеющиеся в распоряжении налоговых органов. При обнаружении противоречий с организации потребуют пояснения или соответствующие исправления в отчетах. При неудовлетворительном исходе, налоговый орган обязан будет составить мотивированное мнение. Согласно правилам налогового законодательства такой документ должен содержать мнение налогового органа, отражающее правовую позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.


Студент 3 курса Макаров Александр выступил с докладом на тему «Реформирование налогообложения в нефтегазовой сфере». В ходе дискуссии, были отмечены два направления по дальнейшему налоговому реформированию этого сектора экономики. Отмечено, что первое направление, предложенное Минфином России, заключается во ведении налога на добавленный доход на новые месторождения. При введении нового налога для таких объектов налогообложения предлагается отменить действующие налоговые льготы по НДПИ. Другое направление, предложенное Минэнерго России, заключается по введению налога на финансовый результат для проектов, применяющих налоговые льготы, и для выработанных месторождений, не применяющих налоговые льготы. Студентом отмечено, что предпринимательское сообщество предложило провести отдельный эксперимент по введению нового налога, ставка которого должна составлять 2% для всей отрасли и на сопоставимый размер понизить действующие ставки НДПИ. В ходе дискуссии студентка Рожкова Ирина выделила следующий важный аспект. Минэнерго России в марте 2015 г. были отобраны  12 нефтепроектов (среди них ЛУКОЙЛ, Газпромнефть и Роснефть) для проведения налогового эксперимента в течение трех лет в нефтяной отрасли РФ на отобранных месторождениях НДПИ с целью определения оптимального уровня налоговой нагрузки. При этом налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает порядка 1/3 совокупных доходов бюджетов всех уровней. В 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 11, 11 % ВВП, от других видов деятельности – 23,31 % ВВП. Вместе с тем «налоговый маневр» 2014 года состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива. Участниками круглого стола сделан общий вывод, в дальнейшем необходимо проводить периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний  нефтяной  отрасли,  а  также  отслеживать  динамику бюджетных  доходов  от  этого  сектора,  с  тем,  чтобы  в  случае  необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы.


В представленном докладе студента 3 курса Ефимова Мстислава на тему «Совершенствование налогообложения по налогу на добавленную стоимость» отмечено, что преимущества и недостатки НДС, характер его влияния на различные сферы экономической жизни государства, его эффективность с точки зрения пополнения бюджета и другие аспекты его функционирования являются предметом для многочисленных дискуссий в современном обществе. Достоинствами НДС, по мнению Ефимова М., являются: нейтральность налога по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производств, широкий круг налогоплательщиков по НДС,  существенные налоговые доходы в бюджет страны и т.д. В свою очередь сторонниками отмены НДС в России являются: сложность и высокая затратная составляющая налогового администрирования, как при взимании налога, так и при осуществлении возврата из бюджета. В этом случае выявляется значительный коррупционный аспект, создаются условия для реализации незаконных схем по уклонению от уплаты данного налога, а также по получению незаконных вычетов по НДС.  В ходе дискуссии студентка Ирина Романова отметила, что в нефтегазовой и металлургической отраслях в России за последние годы величина получаемых налоговых вычетов по НДС стабильно превышает величину уплаченных налогов по НДС на 5-10%. Это свидетельствует о том, что НДС в России на сегодняшний день является не только статьёй доходов, но и статьёй расходов госбюджета. Это, в свою очередь, создаёт условия для узаконенного вывода денежных средств. Следствием является и сравнительно низкая итоговая собираемость этого налога, которая, по разным оценкам, составляет от 50 до 80 % от уровня потенциально возможных налоговых поступлений. В этом аспекте, значительно более привлекательной альтернативой НДС выглядит налог с продаж, требующий намного менее громоздкого налогового администрирования и, что особенно важно, не требующий осуществления каких-либо налоговых вычетов.


Участниками сделан общий вывод. На сегодняшний день имеются существенные основания для рассмотрения вопроса о полной отмене НДС или замене его налогом с продаж. При этом последний вариант является более предпочтительным, поскольку не приводит к значительному выпадению доходов бюджета. Вместе с тем необходимо учитывать, подобная мера может оказать очень существенное влияние на экономику, вызвать множество как положительных, так и отрицательных эффектов. Для реализации подобных решений необходимо провести четкий анализ возможных последствий, как для государства, так и для налогоплательщиков. В отношении действующего порядка взимания НДС студентами сделан вывод о необходимости упрощения механизма начисления и принятия суммы налога к вычету, уплаченного с авансовых платежей налогоплательщиками.


Доклад Артема Никитина затрагивал актуальную проблему «Повышение или понижение налогов в кризисный период». В частности, опираясь на мнение С. Шаталова, студент отметил, что правительство РФ рассматривает повышение налогов только в качестве крайней антикризисной меры. Вместе с тем из кризисной ситуации существует два выхода: сокращение расходов или повышение налоговых сборов. С другой стороны, в докладе отмечено, что В. Путин в своем обращении к Федеральному Собранию в декабре 2014 г. заявил о том, что налоговые ставки будут заморожены на ближайшие четыре года. Это заявление было сделано на фоне широко обсуждавшейся инициативы о повышении налога на малый бизнес, которые, по мнению экономистов, могли разорить многих предпринимателей. Однако правительство РФ все-таки будет вынуждено поднять сборы при самом негативном сценарии развития, как это сделали в ряде стран на волне глобального кризиса 2008 года. В частности, на волне кризиса налоги на доходы физических лиц существенно выросли в Канаде (с 46,4% до 49,5%), во Франции (с 45,8% до 54,5%), США (с 41,4% до 46,3%) и других странах Запада. С наибольшими проблемами столкнулись Исландия и Португалия, где налоги поднялись на 10,5% и 14,5% соответственно. Вместе с тем, в США повышение налогов затронуло, прежде всего, особо состоятельных граждан, для рядовых жителей страны налоговая ставка в 2009 году упала до исторического минимума в 17,4%.  Серьезнее всего в кризисные годы пострадали богатейшие люди Франции. В 2012 году правительство республики ввело налог на роскошь. В настоящее время французские граждане, капитал которых превышает миллион евро, должны платить 75% от своих доходов. Из-за этого многие миллионеры были вынуждены вывести свои активы в страны с более мягкой налоговой политикой.


В ходе дискуссии студент Иванов М. отметил, что в некоторых странах мира, напротив, налоги были понижены. К примеру, в Венгрии ставка налога в 2013 году снизилась сразу на 20% до 16%, в Чехии – на 17% до 15%, в Польше – на 8% до 32%, в Новой Зеландии – на 6% до 33%. Наиболее существенные изменения произошли в Канаде, где ставка по налогу на доходы понизилась на 7,12% и в настоящее время составляет 15%. В Германии ставка налога на прибыль уменьшилась на 10,5% до 15,8%, в Великобритании – на 9% до 21%.


Модератор дискуссионного клуба Е.В. Бушмин обратил внимание студентов на роль не только налоговых но и неналоговых платежей, имеющих различную правовую природу.  Порядок формирования оснований  для  начисления  неналоговых   платежей   определяется   соответствующим   отраслевым законодательством Российской Федерации. Существует  ряд  неналоговых  платежей,  не  зачисляемых  в  бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которые носят целевой характер. В то же время значительная группа неналоговых платежей перечисляется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, при этом их перечень является открытым. При  этом неналоговые  платежи  не  учитываются  при оценке  налоговой нагрузки, поскольку не входят в налоговую систему. В  этой  связи  необходимо  рассчитывать дополнительный  показатель  внутрироссийской  «фискальной»  нагрузки, отражающий  уплату  как  налоговых,  так  и  отдельных  видов  неналоговых платежей.


Доклад студента Червоненко Даниила был посвящен теме «Деофшоризация российской экономики». В России, как и во всем мире, при использовании офшорных зон, организации стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и обеспечение конфиденциальности.  При этом в качестве самостоятельного направления использования оффшорных компаний российскими налогоплательщиками следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж и отмывание «грязных» денег. Следует отметить, что чаще всего незаконный вывоз капитала и отмывание «грязных» денег являются двумя взаимосвязанными элементами одного и того же процесса. В Российской Федерации действует перечень оффшорных юрисдикций ("черные списки"), согласованный с международными организациями: Организация экономического сотрудничества и развития, а также FATF (FinancialActionTaskForce) Международная группа по борьбе с отмыванием доходов. Основной целью таких законодательных актов является ограничение вывоза незаконного капитала из России по контрактам, обладающим признаками фиктивности. К таким документам можно отнести Указание ЦБ РФ от 12.02.1999г. № 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства".  Докладчиком отмечено, что ужесточение политики в области антиофшорного регулирования ведет к существенной декриминализации экономики, а также воспрепятствованию отмываю доходов и их сокрытия. Проведенная Российской Федерацией ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам распространяется с 2016 года на следующие налоги: НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный, водный и земельный налоги, а также на специальные налоговые режимы (ЕСХН, ЕНВД, УСН и патентную систему налогообложения).


В ходе дискуссии студентка Анастасия Рожкова отметила на действующие ограничения, установленные нашей страной по сравнению с базовыми положениями, содержащимися в Конвенции. В частности, ФНС России и иные уполномоченные организации вправе не оказывать помощь, направленную на взыскание любого административного штрафа и удовлетворение любого налогового требования в отношении взимаемых налогов. Таким образом, после ратификации Конвенции у ФНС России возможность в отношении взимания налогов является более расширенной, поскольку такое соглашение подписали такие офшорные юрисдикции, как Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, и страны, традиционно используемые для построения холдинговых структур (Сингапур, Нидерланды, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Швейцария).


Участники выделили следующую проблему. Представители контролирующих органов получили возможность проводить контрольные мероприятия в другом государстве либо их присутствия при опросе или проверке документов. Такое право установлено в соответствии с рекомендациями ОЭСР с учетом ограниченности ресурсов оффшорных юрисдикций при сборе налоговой информации. Заинтересованные государства при определенных условиях могут самостоятельно и за свой счет осуществлять контрольные мероприятия либо оказывать содействие в их проведении по своему запросу. Все решения по проведению налоговой проверки будут приниматься государством, проводящим проверку. На законодательном уровне с 2015 года предусмотрены конкретные меры в случае нераскрытия контролируемыми иностранными компаниями (КИК) принудительного признания российского физического лица или компании контролирующим лицом. Так,  при наличии у налогового органа информации о контроле (в том числе полученной в рамках международного обмена информацией) российскому лицу направляется уведомление с требованием представить в течение 20 дней пояснения или уведомление о характере сделок. В том случае, если ФНС России установит основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании или соответствующей структуры, то ему направляется специальное уведомление. Срок, отведенный на оспаривание уведомления, составляет 3 месяца. Штрафные санкции за нераскрытие или представление недостоверных сведений составляют 50 000 рублей за каждую компанию или структуру.


При подведении итогов первого заседания дискуссионного клуба Студенческого научного общества заведующий кафедрой Е.В. Бушмин подвел основные итоги. Помимо решения задач в области бюджетного планирования, основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес - ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность  условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. В течение  очередного  трехлетнего  периода  приоритетом  Правительства РФ  останется  недопущение  какого-либо  увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях,  когда  они  будут  поступать  от  других  субъектов  права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие три  года должен  обеспечить стабильность налоговой системы и  повысить  ее  привлекательность  для  инвесторов.  Одновременно Правительство РФ планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер,  а  также дальнейшее  повышение  эффективности  системы налогового администрирования.