Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linkskonf-NiN-19.11.2015

Конференция "Налоги и финансовая политика в условиях стагнации: меры государства и бизнеса"

Вступительное слово к участникам конференции было обращено от Декана Финансового факультета Ольги Леонидовны Шеметковой.


 

Каждый доклад участника конференции получал отклик со стороны всех участников дискуссии, модераторы обобщали высказанные предложения, преподаватели кафедры предлагали пути дальнейшей работы над выбранной темой.

 

 

 

 Секция 1. Налоговый контроль и налоговое планирование в современных условиях

 

IMG_0291.JPG 

 

Докладчик Сибякина Анастасия Викторовна выступила с докладом на тему: «Налоговый мониторинг как новый метод налогового администрирования». В ходе дискуссии отмечено, что для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов должны совершенствоваться формы и методы контрольно-надзорной деятельности. Несмотря на то, что на сегодняшний день наиболее эффективной формой налогового контроля остаются налоговые проверки, налоговые органы не стоят на месте, изыскивают и внедряют новые методики контрольной работы. Крайне важным положительным фактором для налогоплательщиков является защита от неожиданных фискальных претензий со стороны государства. В частности, три из четырех заключивших соглашение компаний являются открытыми акционерными обществами, и их акции торгуются как на российских фондовых биржах, так и международных. Статус публичной компании дает огромное преимущество в привлечении долгосрочных инвестиций в форме акционерного капитала, но он же обязывает ее раскрывать информацию о своей деятельности перед акционерами и инвесторами. Для успешного размещения новых выпусков и для поддержания котировок уже обращающихся на бирже акций компании-эмитенты заинтересованы в поддержании определенного положительного информационного фона в средствах массовой информации, что будет способствовать привлечению инвесторов. Негативная информация о компании-эмитенте, появившаяся в СМИ, может отрицательно отразиться на доверии инвесторов, а значит, и котировках. Участники конференции сформулировали следующее. Конкретные перспективы развития налогового мониторинга в России будут зависеть от результатов эксперимента, а сама инициатива ФНС России по внедрению системы налогового мониторинга является фундаментальным шагом на пути совершенствования налогового законодательства РФ, в том числе в области инновационных форм и методов налогового контроля.

IMG_0322.JPG 

 

 

Докладчик Иванкова Мария Сергеевна представила доклад на тему "Эффективность налоговых льгот". В ходе оживленной дискуссии отмечено, что для устойчивого экономического роста государство должно стимулировать экономику при помощи активной налоговой политики, в особенности пользоваться умело налоговыми льготами, снижая налоговую нагрузку лишь с определенной целью. Однако, по мнению докладчика, самым главным критерием эффективности налоговых льгот, является их востребованность. Так, в 2009 году общее количество налоговых льгот, возможных к оценке, составляло 152, а в 2010- уже 184 (на 21% больше). Рост их количества продолжился и в 2011 году. Ежегодно 2-3 налоговые льготы добавляются в НК РФ. Большинство налогоплательщиков не знают об их введение, и, как следствие, данные льготы не являются востребованными, что говорит об их неэффективности.

В завершении своего выступления докладчик обратилась к аудитории с цитатой заведующего кафедрой «Налоги и Налогообложение» Евгения Викторовича Бушмина: «Основная идея налоговых льгот- это обеспечение прорыва, роста и развития того или иного направления, в котором используется данная льгота. Только благодаря востребованности и эффективности налоговых льгот, а также их ограниченному количеству, мы сможем добиться такого определения налоговых льгот - как стимулирующий механизм, а не метод освобождения от налогового бремени отельных категорий налогоплательщиков».

 

Докладчик Акопян Гоар Кареновна проинформировала участников конференции темой "Новации в методах налогового администрирования". Было отмечено, что законодательные инициативы, которые сегодня рассматриваются в Государственной думе, с одной стороны, направлены на повышение эффективности контроля, а с другой стороны, на расширение взаимодействия государства и налогоплательщика. Сбалансированность указанных задач будет способствовать развитию экономики и росту доходов бюджета. Налоговым органам необходимо своевременно перестроить работу с учетом законодательных новаций. В ходе дискуссии сделан следующий вывод. Применение современных информационных технологий способствует переходу деятельности ФНС России на качественно новый уровень налогового администрирования. Ключевыми показателями являются большая стрессоустойчивость перед экономическими потрясениями, и, следовательно, сохранение стабильных доходов бюджетов всех уровней, а также минимизация коррупционной составляющей посредством удаленного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

 

Докладчик Двалишвили Анна Тибериевна представила доклад на тему "Особенности налогообложение территорий опережающего развития в России". Подробно рассмотрены особенности налогообложения резидентов территорий опережающего социально- экономического развития. В частности, помимо того, что резиденты полностью освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций, организации-резиденты имеют право на льготные ставки по налогу на прибыль организаций. Таким образом, ставка налога в федеральный бюджет составит 0%, тогда как в региональный бюджет устанавливается пониженная ставка налога.

В ходе дискуссии отмечено, что в 2015 году слишком рано судить об эффекте влияния налоговых льгот на ускоренное развитие ТОСЭР. Тем не менее уже сегодня можно говорить о том, что все налоговые льготы и преференции, предоставленные резидентам ТОСЭР, создают уникальные возможности для ускоренного социально-экономического развития и привлечения дополнительных инвестиций на Дальний Восток.

Участниками конференции сделан следующий вывод. Успех и достижение целевых показателей правительственной программы по созданию территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальнего Востока, реализация концепции ТОСЭР, эффективность функционирования этих территорий определяются не только объемом выделенных и привлеченных инвестиций, но и наличием качественных трудовых ресурсов. Одним из способов решения выдвинуты следующие: определение порядка изъятия земли и недвижимости у граждан России, обеспечив соблюдение конституционного права на собственность и возможность отказа от отчуждения земли для нужд ТОСЭР; введение особого порядок выкупа земли для нужд ТОСЭР по рыночной стоимости; усиление контроля по изъятию земли у недобросовестных резидентов и запрет выкупа земли иностранным резидентами в собственность.


 

 

 Секция 2. Налоги и финансовая политика России

 

IMG_0375.JPG 


 

Докладчик Лежава Ивета Димовна представила тему "Налоговые расходы в перспективе бюджетного планирования". Отмечено, что в последние годы многими странами приложены серьезные усилия по модернизации управления общественными финансами. Новые подходы предусматривают усиление внимания к проведению ответственной бюджетно-налоговой политики, средне- и долгосрочному бюджетному планированию в целях финансовой стабильности и эффективности государственных расходов, и повышению ответственности за результаты использования средств налогоплательщиков. Таким образом, совершенствование бюджетного планирования связывается с необходимостью: развития методологических подходов к организации бюджетного планирования, бюджетного прогнозирования и бюджетного программирования; нормативного определения статуса и формата бюджетного прогноза как документа, создающего представление о направлениях, целях, приоритетах, рисках, параметрах развития бюджетного устройства РФ; разработки инструментария, обеспечивающего высокое качество бюджетных планов и прогнозов и их позитивное влияние на результативность управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами.

В ходе дискуссии участниками конференции сформулированы следующие положения: закрепить представление отчетности по налоговым расходам бюджета на законодательном уровне (как это сделано в Австралии, Италии, Германии США и др.), формировать и публиковать отчетность по налоговым расходам регулярно, закрепить отчетность по налоговым расходам бюджета как часть бюджета бюджетов всех уровней, проверять результативность существующих налоговых льгот и устранить неэффективные льготы.

 

Докладчик Алхаматов Мурад Артурович представил тему "Тенденции развития налогообложения нефтегазового комплекса".  Наиболее актуальными были выделены следующие проблемы: отсутствие собственных технологий геологоразведки, бурения и переработки; фактор отсутствия реальной конкуренции и зашкаливающая монополизация фактически во всех подотраслях и видах деятельности; непроработанные элементы лицензионной политики; проблема налогообложения нефтегазовой отрасли.  Такому фактору свидетельствуют следующие причины: нефтегазовые доходы в 2013 г. составили 50,2% дохода федерального бюджета и формируются главным образом за счет НДПИ и доходов от внешнеэкономической деятельности (экспортных пошлин на нефть) Доходы федерального бюджета в 2013 г. составили 13 019,9 млрд. руб. (19,5% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы - 6534,0 млрд руб. (9,8% ВВП), ненефтегазовые - 6485,9 млрд руб. (9,7% ВВП).

Основное внимание в докладе было посвящено подведении промежуточных этапов налогового маневра, которое состоит в снижении размера пошлин на экспорт нефти, с одновременным повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых. При этом снижающиеся доходы от экспортных пошлин предполагается перекрыть доходами от иных налогов и сборов.

В ходе дискуссии был сделан следующий вывод. Важнейшей задачей, в том числе и для успешного реформирования налоговой системы, является радикальное улучшение системы учета и мониторинга в нефтегазовой отрасли. Не обладая точной информацией об уровнях издержек, например, государство не может предоставить точные адресные льготы для добычи, что приводит к их несоответствию и неравному подходу к различным месторождениям – в одной провинции они могут различаться по рентабельности. В качестве основной единицы учета, анализа и управления необходимо выделить объект разработки. Внедрение инновационных технологий позволить снизить издержки нефтегазовых компаний до уровня, который исключает предоставление налоговых льгот. В этом случае увеличатся показатели эффективности нефтегазовых компаний и сведутся к минимуму бюджетные потери из-за льгот по налогообложению. Также, при общем сокращении затрат на добычу полезных ископаемых доля наукоемкой составляющей будет иметь тенденцию к росту, таким образом сокращение издержек будет оказывать выраженное мультипликативное воздействие на экономику большинства отраслей, в том числе машиностроение. В связи с этим, государству необходимо стимулировать недропользователей к финансированию и развитию научно-технических, поисковых и исследовательских работ; осуществлять регулярный мониторинг эффективности и обоснованности применяемых технических решений и усилить роль процедур технического регулирования в применение новых научно- технических решений.

 

Доклад Шибко Анастасии Дмитриевны был посвящен теме: «Законодательные ограничения в области политики деофшоризации экономики». В последнее время в России был принят ряд нормативных актов, направленных на воспрепятствование использованию оффшорных зон российским бизнесом. В СМИ достаточно часто можно встретить информацию, посвященную Федеральному закону № 376-ФЗ от 24 ноября 2014 г.  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». При реализации положений данного закона делается большая ставка на информационный обмен с иностранными государствами. Однако следует понимать, что эта система обмена информацией с иностранными государствами не является и еще долго не будет являться абсолютной. Проведенная Российской Федерацией ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам распространяется с 2016 года на следующие налоги: НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный, водный и земельный налоги, а также на специальные налоговые режимы (ЕСХН, ЕНВД, УСН и патентную систему налогообложения).

В ходе оживленной дискуссии участниками конференции сделан следующий вывод. Необходимо отметить ограничения, установленные нашей страной по сравнению с базовыми положениями, содержащимися в Конвенции. В частности, ФНС России и иные уполномоченные организации вправе не оказывать помощь, направленную на взыскание любого административного штрафа и удовлетворение любого налогового требования в отношении взимаемых налогов. Таким образом, цель деофшоризации экономики не в том, чтобы ограничить возможности использования офшорных схем, а в том, чтобы сделать прозрачной структуру собственности российских компаний.

 

IMG_0362.JPG 

Доклад Негробовой Анны Владимировны являлся продолжением предыдущего доклада, в развитии темы: «Роль контролируемых иностранных компаний в политике деофшоризации России». Для более плодотворного возврата активов в Россию следует реализовывать целый комплекс мер. Вначале было бы целесообразно продлить льготный переходный период, так как времени для подготовки к изменениям в налоговом законодательстве, как уже отмечалось выше, у бизнеса было очень мало.

Следует также смягчить некоторые критерии, под которые подпадают контролируемые иностранные компании. В частности, по мнению С. Шаталова «признание траста контролируемой иностранной компанией далеко не всегда должно иметь налоговые последствия. Необходимо проводить тест в отношении того, условно говоря, хороший или плохой траст». Под хорошим трастом мы понимаем траст, с которым учредитель разрывает всякую связь, то есть это безотзывный траст. Активные компании, доходы которых более чем на 80% состоят из активных доходов, не должны платить налоги с нераспределенной прибыли.

Возврату компаний в Россию способствовала бы такая процедура как смена юрисдикции юридическим лицом без его ликвидации предусмотренная корпоративным законодательством, успешно применяемая в ряде европейских стран. Крупные компании смогли бы мигрировать в российскую юрисдикцию, сохранив сложившуюся деловую репутацию и договорные отношения с контрагентами.

Участниками конференции отмечено следующее. Желая повысить поступления в бюджет за счет офшорных уклонистов, надо понимать, что политика деофшоризации – это долгосрочный тренд, который должен поддерживаться не только Минфином России и ФНС России, но и другими федеральными и региональными органами власти. Кроме того, для достижения лучшего эффекта необходимо также учитывать и интересы бизнеса, активно обсуждать и вовлекать его в процесс формирования условий для ведения предпринимательской деятельности в благоприятных условиях без вреда бюджету.

 

Доклад Мерзликиной Марии Вячеславовны представлен на тему: «Амнистия капиталов как инструмент деофшоризации: промежуточные итоги». Были изложены различные мнения экономистов. Постановка задачи деофшоризации обусловлена тем, что офшоры — самый популярный способ управления бизнесом в России. В офшорах зарегистрировано около 95% крупной российской собственности. По данным Счетной палаты, за последние 20 лет через офшоры из РФ ушло более 800 млрд долларов. В этой связи бюджет регулярно недосчитывается 1 трлн рублей налоговых поступлений. Основной причиной «офшорного бегства» из России является некомфортность ведения бизнеса в стране. В офшоры из РФ идут зачастую за более «дружелюбным» по отношению к бизнесу законодательством, защитой прав собственности, кредитными ресурсами, доступом к глобальным рынкам, за возможностями осуществления ряда структурно сложных сделок, которые не предоставляет российская юрисдикция.

В ходе дискуссии участники конференции сформулировали следующее мнение. Для формирования прекращения оттока капитала и выхода бизнеса из тени необходимо устранить саму причину бегства, а именно необходимо развивать формат государственно-частного партнёрства, осуществлять поддержку инвесторов и обеспечивать им безопасность. Если предприниматели будут чувствовать себя более защищёнными, более выгодные условия для инвестиций в России, то капитал самостоятельно вернётся в страну.

 

 

 

 Секция 3. Современные риски налогоплательщиков при ведении бизнеса в России.

 

 IMG_0348.JPG

 

Доклад Маниной Екатерины Владимировны был посвящен теме: «Налоговые риски налогоплательщика при ведении бизнеса в России». Для подготовки доклада были использованы данные рейтинга Doing Business, указанные в «Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». В частности, отмечено, что согласно данным рейтинга за 2007-2013 года, представленным в приложении, в последние годы в России происходит поэтапное улучшение условий для ведения бизнеса. Ранее страна занимала 120 место в рейтинге в 2007 году, в 2011- была на 111 месте, а в 2013 году произошел сильный подъем показателя: до 62 позиции в рейтинге. При этом по критерию налогообложения Россия поднялась по сравнению с 2007 годом на 85 позиций и в 2013 году заняла 49 строчку рейтинга. При определении данного критерия берется модель торговой компании средних размеров, являющаяся обществом с ограниченной ответственностью, имеющая пять учредителей – резидентов РФ и находящаяся в крупном деловом центре. По ней определяется среднее количество налоговых и страховых платежей, которые необходимо будет уплатить. На оценку также влияют затраты времени на подготовку и сдачу отчетности, связанные с уплатой налогов.  

Для снижения налоговых рисков налогоплательщиков планируется введение механизма, регулирующее налоговое консультирование и повышение ответственности налоговых консультантов на основе добровольности. В частности, в 2014 году был создан проект закона «О налоговом консультировании». Согласно ст. 17 данного законопроекта налоговый консультант будет нести ответственность в размере пеней и штрафов, которые будут начислены налогоплательщику, если налоговые органы примут решение о нарушении законодательства, а следствием ошибки являлась ошибка консультирующего лица. Следовательно, у налогоплательщиков появится возможность перекладывать часть риска по начислению штрафов и пеней и снизить риск по неправильному толкованию законодательства.

 

Доклад Богатовой Екатерины Андреевны был представлен на тему: «Неналоговые платежи как фактор увеличения налоговой нагрузки». Отмечено, что перечень действующих неналоговых платежей достаточно большой. Согласно информации, подготовленной при участии Агентства стратегических инициатив, на данный момент взимается порядка 60 видов таких платежей. Согласно информации «Деловой России» насчитывается более 100 неналоговых платежей.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, 55,8% бизнесменов отмечают высокую плату за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, 20% в качестве самых дорогостоящих указывают отчисления операторам связи общего пользования и т. д.

В современной экономической обстановке столь большое количество обязательных к уплате платежей не может не вызывать беспокойства со стороны предпринимателей.

Изучение имеющейся нормативной базы в сфере регулирования неналоговых доходов показало, что ставки рассматриваемых платежей не пересматриваются по несколько лет, а у многих неналоговых платежей финансово-экономическое обоснование ставок не соответствует рыночным условиям, не отражает эквивалентного характера полученной от государства услуги либо вообще отсутствует.

В ходе оживленной дискуссии сделан следующий вывод. В целях улучшения администрирования доходов бюджетов целесообразно проработать вопрос о классификации и дальнейшей систематизации неналоговых доходов. Те из них, которые подпадают под признаки налога, включить в НК РФ, возможно даже укрупнить имеющиеся налоги и сборы, остальные неналоговые платежи включить в БК РФ и придать им дальнейшее законодательное регулирование.

 

Докладчик Береза Кирилл Сергеевич раскрыл тему: «Анализ изменений налогообложения НДС в 2015г.». Проведен анализ основных изменений налогового законодательства по НДС сделан следующий вывод: государство занимается проработкой законодательства, стараясь создать комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности в России. Среди них и вступившие с 2015 года, которые коренным образом меняют условия подачи отчетности НДС и заставляют налогоплательщиков пересмотреть свои взгляды на занижение налога к уплате.  Для этого внедрена система АСК НДС-2 – автоматизированная система контроля, разработанная ФНС России, которая применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость от налогоплательщиков. Она заменила предыдущую версию программы АСК НДС-1, которая по набору определённых признаков относила налогоплательщика к той или иной группе риска применения «серой схемы» и лишь определяла необходимость углубленной проверки. Сопоставляя и исследуя основные изменения налогового законодательства сформулирован следующий вывод. Государство проводит модернизацию системы налогового контроля в целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость. В условиях стагнации, вместо увеличения налоговой ставки и, впоследствии, еще большего ухода экономики в тень, началась борьба уже с существующей устоявшейся системой, где большинство налогоплательщиков нашли «легкий способ» уходить от уплаты налогов. Уже сейчас запущен механизм, который побуждает организации отказываться от услуг фирм-однодневок и переходить к «открытому» ведению бизнеса хотя бы в части уплаты НДС. Поэтому предпринимательские риски по неуплате рассматриваемого налога, которые еще год назад были ничтожно малы, сейчас несоразмерно ни с чем увеличились, и теперь организациям будет невыгодно не платить налог на добавленную стоимость.

В ходе оживленной дискуссии участники сформулировали следующий вывод. Проблема умышленного занижения налогооблагаемой базы или ухода от уплаты налогов актуальна для всего мирового сообщества. На данный момент организация экономического сотрудничества и развития разрабатывает программы, благодаря которым, в первую очередь страны G20 и другие, смогут бороться с «налоговой оптимизацией и транснациональным занижением налоговой базы». Возможные рекомендации для изменения законодательства будут готовы не ранее 2016 года. Но сейчас понятно, что бороться с неплательщиками налогов нужно сообща.

 

Заключительный доклад секции представили Никифоренко Евгений Сергеевич и Шиховцев Борис Алексеевич на тему: «Особенности применения патентной системы налогообложения». В докладе были выделены как преимущества ПСН (небольшая налоговая нагрузка, нет необходимости уплачивать НДС и налог на имущество (за исключением недвижимости, оцениваемой по кадастровой стоимости), небольшая стоимость патента и количество сдаваемых отчетов и т.д.), так и недостатки этого специального режима налогообложения (ограниченная численность принимаемых в штат работников до 15 чел., применение только в отношении ограниченного перечня видов деятельности, стоимость патента не зависит от реальных доходов, то есть необходимо уплачивать при несении убытка и отсутствии доходов). Для раскрытия преимуществ применения ПСН докладчиками был продемонстрирован пример, отражающий фактическую деятельность конкретного хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя. Патентная система налогообложения представляет собой способ, позволяющий индивидуальным предпринимателям снизить налоговое бремя. Вместе с тем, с учетом представленного докладчиками результатов исследования, применение ПСН выгодно только мелким предпринимателям с небольшим числом работников. Вместе с тем патентная система совершенствуется в пользу плательщиков и возможно, через несколько лет наберёт такую же популярность, как и в различных зарубежных странах.

 

IMG_0298.JPG 

При подведении итогов научной конференции как участниками, так и докладчиками было отмечено следующее.

В России слабо используются возможности стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение предложения факторов производства и рост экономического потенциала за счет снижения ставок налогов и увеличения государственных расходов.

Необходимость проведения в России фискальной экспансии не вызывает сомнений, поскольку экономика находится в состоянии стагнации.

Изначально введение бюджетного правила было нацелено на сглаживание негативных эффектов влияния экономических циклов на фискальную политику государства за счет ограничения роста бюджетных расходов в период усиленного притока валюты от продажи нефти. Для нашей экономики, ориентированной на экспорт сырья, бюджетное правило позволяет диверсифицировать риски падения цены на нефть и, тем самым, снизить зависимость национального платежного баланса от циклических колебаний мировой экономики. Вместе с тем, такой подход в конечном итоге препятствует использованию доходов от экспорта сырья, получаемых в период высоких цен на него, для инвестиций в развитие несырьевых отраслей, обеспечивая сохранение зависимости России от сырьевого экспорта.

Несомненно, существует опасность перехода существующей стагфляции российской экономики в глубокий экономический кризис на фоне выхода передовых стран на новую кондратьевскую волну экономического роста. Следовательно, необходима собственная научно обоснованная внутренняя макроэкономическая политика, которая соответствовала разработки системы мер по выводу российской экономики на траекторию устойчивого и быстрого роста.

Речь идет о создании внутренних источников долгосрочного и доступного для производственных предприятий кредита, резкое увеличение инвестиций в модернизацию и развитие экономики через институты развития, кардинальное повышение инновационной активности в перспективных направлениях.

Основные рычаги бюджетно-налоговой политики должны быть направлены на создание преференций и стимулов для инновационных и высокотехнологичных отраслей в том числе и в обрабатывающих отраслях с высокой долей добавленной стоимости.

Для реализации такой политики требуется введение избирательного валютного регулирования и контроля, осуществление деофшоризации экономики, кардинальное повышение эффективности антимонопольной политики, государственного планирования и ценового регулирования экономических процессов на внутреннем рынке.

В настоящее время обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы возможно только путем варьирования таких элементом налогообложения как налоговая льгота, а также повышением качества налогового администрирования. Существенные резервы роста бюджетных доходов связаны и с сокращением налоговой задолженности, особенно по таким бюджетообразующим налогам, как: налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и налог на добычу полезных ископаемых.