Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linksbutylov

Бутылов Николай Васильевич

​​​​

Центр  гуманитарной подготовки

Кафедра иностранных языков №3:

профессор.

 
Ученое звание
Доцент
 
Ученые степени, образование

Доктор филологических наук (год защиты: 2007, специальность: 10.02.20 Языки народов Европы)

Специалитет: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, факультет иностранных языков, немецкое отделение (год окончания: 1983, специальность: филолог, преподаватель немецкого языка и литературы, переводчик)

 
Дополнительное образование

Аспирантура Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева 1984-1987гг.

Докторантура Марийского государственного университета, 2001 -  2004 гг.

 

Контактная информация

Телефон

8 926 368 76 19

Email:butylovnv@rambler.ru

 

Присутственные часы на кафедре

Понедельник

15:00-16:00

Вторник

15:00-16:00

 

 

 

Опыт работы

2003-2007 г.г. – чтение лекций в университетах Германии (Геттинген, Гамбург, Мюнхен).
В 2001 г. читал лекции в университетах Венгрии (Будапешт, Сомбатхей, Дебрецен) и Австрии (Вена).
С 1997 года – кандидат филологических наук, с 2007 года – доктор филологических наук.​


Общий стаж: 31 год

Из них в вузе: 28 лет

Должностные полномочия, поручения (2014/2015гг)
  •   Директор программы «Лингвистика» по кафедре                     иностранных языков №3
  •   Проведение занятий со студентами.
Публикации (с 2010г)

  •  К вопросу концептуализации времени в языке, культуре и в повседневной  жизни.

К вопросу концептуализации времени в языке, культуре и в повседневной  жизни. Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник научно-методических трудов / Под. общ. ред. Е.В. Тихоновой, М.С.Степанова. – М.: ТрансАрт, 2013. С. 65-70.

  •  Особенности преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах: традиции и инновации.   Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник научно-методических трудов / Под. общ. ред. Е.В. Тихоновой, М.С.Степанова. – М.: ТрансАрт, 2013. С. 244 – 251.
  •  Понятие о языковой картине мира.  Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтническом ВУЗе: Сборник научно-методических трудов / Под. ред. Е.В.Тихоновой, С.Н. Курбаковой. – М.: РГСУ, 2013. С. 49 – 53.
  •  Современный этап изучения языковой картины мира в лингвистике.

Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтническом ВУЗе: Сборник научно-методических трудов / Под. ред. Е.В.Тихоновой, С.Н. Курбаковой. – М.: РГСУ, 2013. С. 81 – 85. 

 К вопросу статуса лингвокультурологии как новой учебной дисциплины.

Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтническом ВУЗе: Сборник научно-методических трудов / Под. ред. Е.В.Тихоновой, С.Н. Курбаковой. – М.: РГСУ, 2013. С. 209 – 211. 

  •  К вопросу о психолингвистических и социолингвистических аспектах эвфемии.

Проблемы лингвистики, методики обучения иностранными языками литературоведения в свете межкультурной коммуникации 27 – 28 марта 2013. Сборник научно-методических трудов в 2-х частях. Часть I: Лингвистика. Литературоведение. 

Уфа: изд-во БГПУ,  2013. С. С.34-38.

  •  Лингво-коммуникативные особенности функционирования эвфемизмов.

Этничность и власть: коллективная память и технологии конструирования идентичности. Материалы XII международного семинара 20 – 25 мая 2013 г., г. Ялта: Сборник научно-методических трудов / Под. ред. Т.А.Сенюшкиной.  Севастополь: Вебер, 2013. С. 54 – 56.    

  •  К вопросу взаимосвязи культуры и коммуникации.

Коммуникация в современном поликультурном мире: этнопсихолингвистический анализ. Сборник научно-

практических трудов / Отв. ред. Т.А. Барановская. - М.: Pearson, 2013. С. 200 – 205

  •  «История расовая» в мировосприятийном конструкте языческих этно-радикалов XXI века.  Ученые записки №4/2012.  Москва: Изд-во РГСУ, 2012. С.32-37. 
  •  Восточно-финские и восточнославянские этнические контакты: прошлое, настоящее, будущее.

Этничность и власть: международные конфликты, терроризм и новые угрозы глобальной безопасности. Материалы X международного семинара 12 – 15 мая 2011 г., г.Ялта / Под ред. Т.А.Сенюшкиной. – Севастополь: Вебер, 2012. С. 60 – 63

  •    К вопросу о критериях определения этноса.

Этничность и власть: международные конфликты, терроризм и новые угрозы глобальной безопасности. Материалы X международного семинара 12 – 15 мая 2011 г., г.Ялта / Под ред. Т.А.Сенюшкиной. – Севастополь: Вебер, 2012.

С. 63 – 65.   

  •  К вопросу сущности билингвизма. Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции 17 апреля 2012г. – М.: РГСУ, 2012.

С. 180 – 185. 

  •  К вопросу интерпретации при переводе художественного текста.

Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции 17 апреля 2012 г. – М.: РГСУ, 2012.

С. 202 – 204. 

  •  К вопросу семантических трансформаций при переводе.  Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции 17 апреля 2012 г. – М.: РГСУ, 2012. С.240 – 243.  
  •  К вопросу сущности коммуникативной компетенции.  Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции 10 апреля 2012г. – М.: РГСУ, 2012. С. 35 – 39.
  •   К вопросу лингвистической модели перевода.

Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования: Сборник научных статей по материалам  IV Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции 10 апреля 2012г. – М.: РГСУ, 2012. С. 155 – 158. 

  •   Этикет, протокол и прием в международной коммуникации. Сборник материалов междун. научно-практич.конференции «Управление инновационным развитием отечественного и международного предпринимательства в условиях информационного общества». – Москва, 2012. С.155-163.
  •       К вопросу интернационализации и интеграции образования.

Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтническом ВУЗе: Сборник статей по материалам II Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции 6 декабря 2011. – М.: РГСУ, 2011 г.

С. 231 – 236

  •  К вопросу о реализации Болонского процесса в России.   Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном ВУЗе: Сборник статей по материалам II Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции 6 декабря 2011. – М.: РГСУ, 2011.

С. 247 – 251.

  •   К истории славяно-финских этнических контактов.  Ученые записки РГСУ.- №10., 2011.  С. 102 – 107
  •  К проблеме взаимосвязи аспектов речевой деятельности при обучении аудированию.  Ученые записки РГСУ №10., 2011.  С. 142 – 146.
  •  Буртасы и мордва. Происхождение и этническая принадлежность. Материалы IX конгресса этнографов и антропологов России. – Петрозаводск, 4 – 8 июля, 2011. С.512.
  •  Универсалии семантического поля.  Проблемы лексико-семантической типологии: сборник научных трудов Воронежский государственный университет, 2011. Вып. 1. С. 219 – 228.
  •   К проблеме языкового строительства на постсоветском пространстве.

Ученые записки» - Каменец-Подольский национальный университет им.И.Огиенко, Серия «Филологические науки». Выпуск 28, Изд-во «Аксиома», ноябрь, 2011. С. 38 – 41.

  •   К вопросу о причинах заимствований. Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков.

Часть 2: Сборник статей по материалам межрегиональной (с международным участием) научно-методической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых  «Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики и деятельностной коммуникации: взгляд молодых». Москва, 2011. С. 199 – 201.

  •  К вопросу состава лексических заимствований.

Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков. Часть 2: Сборник статей по материалам межрегиональной (с международным участием) научно-методической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых  «Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики и деятельностной коммуникации: взгляд молодых». Москва, 2011.

С. 201 - 205. 

  •   К вопросу характера и степени освоения иноязычных слов. Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков. Часть 2: Сборник статей по материалам межрегиональной (с международным участием) научно-методической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых  «Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики и деятельностной коммуникации: взгляд молодых». Москва, 2011.

С. 205 - 208. 

  •  К вопросу целесообразности заимствований. Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков.

Часть 2: Сборник статей по материалам I межрегиональной (с международным участием) научно-методической интернет конференции «Современное лингвистическое образование: отечественный и зарубежный опыт», Москва 2011. С. 26 – 29.

  •  К истории изучения иноязычной лексики. Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков.

Сборник статей по материалам I межрегиональной (с международным участием) научно-методической интернет конференции «Актуальные проблемы общей теории языка и перевода» Часть 2, Москва 2011. С. 29 – 32.

  •   К вопросу проблематики иноязычной лексики в 20 веке. Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков. Сборник статей по материалам I межрегиональной (с международным участием) научно-методической интернет конференции «Современное лингвистическое образование: отечественный и зарубежный опыт», Часть 2.  Москва 2011. С. 95 – 97.           
  •   К вопросу сущности заимствований. Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков.

Сборник статей по материалам I межрегиональной (с международным участием) научно-методической интернет конференции «Современное лингвистическое образование: отечественный и зарубежный опыт», Часть 2.  Москва 2011. С. 97 – 101.

  •  Универсалии семантического поля. Проблемы лексико-семантической типологии: сборник научных трудов /под ред. А.А. Кретова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011.

С. 219 – 228.  

  •  Роль современных компьютерных технологий в совершенствовании МП.

Проблемы компьютерной лингвистки: Сборник научных трудов / под. Ред. А.А.Кретова. – Вып. 4. – Воронеж, 2010. С. 40 – 59.  

  •  Роль современных информационных технологий в сохранении фольклорных традиций.

Проблемы компьютерной лингвистки: Сборник научных трудов / под. Ред. А.А.Кретова. – Вып. 4. – Воронеж, 2010.  С. 59 – 72

  •  К вопросу выбора номинативных средств самопрезентации в брачных объявлениях немецкоязычных СМИ. Актуальные проблемы общей теории языка и перевода: сборник материалов межрегиональной научно-практической интернет-конференции / под. ред. Н.В.Бутылова. – Ч. 1. – М.: РГСУ; Саранск: Афанасьев В.С., 2010. С. 13-17.
  •  К вопросу номинативных стратегий при создании образа идеального партнера в брачных объявлениях немецкоязычных СМИ. 

Актуальные проблемы общей теории языка и перевода: сборник материалов межрегиональной научно-практической интернет-конференции / под. ред. Н.В.Бутылова. – Ч. 1. – М.: РГСУ; Саранск: Афанасьев В.С., 2010. С. 17-21.

  • «Обратима ли этническая ассимиляция? Этничность и власть: новая геополитическая карта Европы и проблемы безопасности в Черноморско-Каспийском регионе».  Материалы VIII международного семинара 21-23 мая 2009 г., г.Ялта / Под ред. Т.А.Сенюшкиной. – Севастополь: «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2010. С. 68 – 72. 
  • «Пути возрождения этнического самосознания». Материалы IX международного семинара 17 – 22 мая 2010;  г. Ялта, Украина. С.44-47
  •  «Мордовский язык: мокшанский, эрзянский, шокшанский диалекты – схождения, расхождения, единая норма» XI Международный конгресс финно-угроведов Piliscsaba, 9 – 14 августа 2010.

С. 88-90.

 

  •  «О языковом строительстве и терминотворчестве». Материалы XXXIX Международной  филологической конференции в Санкт-Петербургском университете (15 – 20 марта 2010 год). Уралистика / Под. ред. доц. Н.Н.Колпаковой.  СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010. С.11 – 16
  •  «Использование компьютерных технологий в преподавании немецкого языка».  «Вестник гуманитарного института ВГУ». // Материалы международной научной конференции «Диалог между Россией и Германией: филологические и социокультурные аспекты. 14 – 15 мая 2010 года. С. 145 – 146.​
Дополнительные сведения
Профессиональные интересы

Этнические и языковые контакты

Лексикология

Этимология

Древняя история.

Повышение квалификации (с 2010г)
  •  XII международный семинар «Этничность и власть: коллективная память и технологии конструирования идентичности» (20-25 мая 2013 года), г. Ялта, Ливадия. Семинар был организован Таврическим национальным университетом им. В.И. Вернадского (г.  Симферополь) совместно с Норвежской гуманистической ассоциацией (г. Осло, Норвегия). Сертификат б/н.
  •  XII международный семинар «Религия и гражданское общество: между фундаментализмом и  секуляризацией» (20-25 ноября 2013 года), г. Ялта, Ливадия. Семинар был организован Таврическим национальным университетом им. В.И. Вернадского (г.  Симферополь) совместно с Западно-Мичиганским университетом (США). Сертификат б/н.
  •  Профессиональная переподготовка по программе «Менеджер социальной сферы». Российский государственный социальный университет, г. Москва (июнь 2013 года).ПП-3 №038706.​
Учебные курсы
  • Основы языкознания. Специалитет, факультет МЭО, 2-3 курсы.
  • История языкознания. Специалитет, факультет МЭО, 4 курс.
  • ​​Общее языкознание. Специалитет, факультет МЭО, 2-4 курсы.​