Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation LinksПрограмма-для-аспирантов-по-спецкурсу-Интеллигенция-в-отечественной-истории

Программа для аспирантов по спецкурсу Интеллигенция в отечественной истории

«Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова»

 

 Кафедра истории

 

 

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА(ЗАЧЁТА) 

по спецкурсу «Интеллигенция в отечественной истории»

 

 

 

I.     Организационно-методический раздел

    1.    Цель курса. Дать представление о происхождении, характерных чертах, традициях и наследии отечественного образованного слоя, об участии интеллигенции в важнейших событиях истории России.

       2.   Учебные задачи курса:

        - проанализировать процесс формирования российской интеллигенции, особенности ее различных категорий;

        -  показать проявление её характерных черт в XVIII-XX вв.;

        - сравнить общественные функции образованного слоя всех времен и народов и отечественной интеллигенции;

        - показать вклад интеллигенции в экономическое, социально-политическое, культурное развитие России в различные периоды её истории;

        -  раскрыть значение наследие и традиций всех поколений интеллигенции для современности;

        - уяснить, по каким общественно-политическим проблемам развития страны происходили и продолжаются дискуссии в среде интеллигенции;

        - обратить внимание на особенности формирования и уроки советской интеллигенции;

        -  проанализировать начавшийся процесс трансформации интеллигенции в изменившихся социально-экономических и политических условиях России.

        3.  После прохождения курса аспирант должен:

        - знать о происхождении, характерных чертах, традициях и наследии отечественного образованного слоя;

        -   знать об участии интеллигенции в важнейших событиях истории России.

        4.  Методы преподавания курса:

          -   лекции;

          -   семинары;

          -   самостоятельная работа студентов (самоподготовка).

          5.   Место курса среди других дисциплин учебного плана:

            Данный факультативный курс опирается на знание основополагающих дисциплин гуманитарного цикла: «Экономической теории», «Философии», «Экономической истории», «Истории экономических учений», «Политологии», «Социологии»,  «Психологии», «Культурологии».

            6.   Формы итогового контроля:

                         Итоговый контроль включает:

              -   зачёт

               

                

              II.    Содержание программы  курса.

                (темы и краткое содержание)

                Тема 1. Образованный слой общества в истории мировой цивилизации.

                Происхождение, становление и развитие образованного слоя общества с древних времен. Выкристаллизация его функции и отличительных черт. Развитие общественных потребностей и формирование научных знаний, духовной культуры, образования.

                Вклад стран древнего мира и развитие цивилизации. Античная культура – фундамент научно-технического, культурного, духовного развитие Европы и мира.

                Заслуги и роль образованных слоев общества и распространение образования, культуры, ее преемственности в поколениях, в концентрации духовной энергии народа.

                Возникновение в недрах Римской империи новой религии – христианства, распространение идеи социальной справедливости. Гуманистическая критика социальной несправедливости.

                Глобальные общечеловеческие функции образованного слоя на все периода всемирной истории. Его всеобщая история как движение человеческой мысли и культуры. Образованный слой – активный носитель общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов.    

                 

                Тема 2. Рождение российской интеллигенции. Характерные черты интеллигенции XVIII- начала XX вв.

                Культурные  традиции образованного слоя Киевской Руси, допетровских периодов отечественной истории. Созревание преобразовательских настроений среди предшественников Петра I.

                Масштабная подготовка кадров специалистов при Петре I. Формирование характерных черт для всех поколений отечественной интеллигенции. Служилый образованный слой, множественность его профессионально-функциональных групп.

                Зарождение  и содержание противоречий в самосознании российского образованного слоя. Наличие различных групп интеллигенции, отличающихся друг от друга мировоззрением, ценностными установками, мотивацией деятельности. Формирование идеи борьбы за освобождение дворян от самодержавия, крестьян – от крепостной зависимости.

                Претензии представителей интеллигенции на особую роль в обществе. Содержание постоянной идейной борьбы в интеллигентской среде.

                Кризис дворянской интеллигенции. Особенности разночинной интеллигенции.

                 

                Тема 3. Категории интеллигенции.

                 Множественность категорий российского образованного слоя в соответствии  с выполняемыми профессиональными, общественными функциями, социальным положением.

                Значение деятельности провинциально   интеллигенции, ее особенности.

                Предпринимательский слой интеллигенции, его происхождение и роль в экономическом развитии России. Благотворительная, попечительская деятельность.

                Формирование радикальной, революционной категории интеллигенции, ее сущность. «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». Проявление радикализма в отечественной истории  XX в.

                 

                Тема 4. Значение наследия российской интеллигенции.

                Роль всех категорий интеллигенции в развитии системы народного просвещения. Рост сети школ, средних и высших учебных заведений в XIX- начале XX вв. Формирование нового поколения читателей, зрителей, слушателей.

                Освоение культурного богатства предшествующих периодов цивилизации – традиции российской интеллигенции.

                Интеллигентность как идеальный кодекс качеств и признаков личности. Историзм этого понятия. Псевдоинтеллигентность.

                Выдающийся вклад в мировую литературу, театральное, музыкальное, изобразительное искусство – феномен российской интеллигенции.

                Проблематика работ российских гуманитариев, обществоведов первой половины XX в. Значение их работ для современности. «Из глубины. Сборник статей о русской революции».

                 

                Тема 5. Процесс формирования и особенности советской интеллигенции.

                Октябрьская революция и размежевание среди российской интеллигенции. « Смена вех». Высылка в 1922 г. Из России группы известных представителей интеллигенции. Дискуссии власти и интеллигенции.

                Политика привлечения знаний и опыта буржуазных специалистов. Практика выдвиженчества. Поступательное развитие системы народного образования, высшей школы в СССР, достижения и проблемы.

                Проблема восприятия традиций и черт предшествующих поколений интеллигенции. Своеобразие советской, народной, социалистической, многонациональной интеллигенции.

                 

                Тема 6. Уроки и наследие советской интеллигенции.

                Специалист и интеллигент. «Образованщина».

                Взаимоотношение советской власти с интеллигенцией, типы ее поведения.

                Заслуги интеллигенции на различных этапах истории советского государства: в развитии народного хозяйства, науки, образования, культуры.

                Значение наследия советской литературы, театрального, музыкального, изобразительного искусств.

                 

                Тема 7. Перестройка интеллигенции.

                Роль интеллигенции в формировании перестроечной ситуации. Интересы ее различных групп в перестройке. Идейно-политическая борьба по вопросам дальнейшего развития преобразований.

                Эволюция марксистско-ленинской теории и идеологии. Слабость официальной общественно-политической мысли. Провал заявленных целей перестройки, его причины.

                Тактика антисоциалистических сил в 1989-1993 г. Теоретическое и идеологическое обоснование изменения характера преобразований. Его организующая основа, подготовленная общественная коллективная психология. Власть и интеллигенция.

                Духовное родство радикальной интеллигенции начала и конца XX в. Радикалы власти.

                 

                Тема 8. Судьба отечественной интеллигенции.

                Выбор теории для практической реализации. Радикальные реформы, их экономические, социальные, политические последствия. Положение различных категорий интеллигенции картина умонастроений в ее среде.

                Мировоззренческие. Идеологические, политические противоречия в отечественной интеллигенции по оценке важнейших событий в истории России.

                 


                III.    Учебно-методическое обеспечение курса.

                  1.      Контрольные вопросы по курсу. 

                  1. Проанализируйте роль и функции образовательного слоя и развитие мировой цивилизации с древних времен.
                  2. Правильно ли рассматривать образованный слой общества в качестве активного носителя общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов?
                  3. Приведите примеры достижений в различных областях государств древнего мира.
                  4. Объясните значение использования наследия предшествующих этапов общечеловеческой цивилизации для развития современного образования, науки, культуры.
                  5. Охарактеризуйте уровень культурного развития Киевской Руси и допетровской России.
                  6. Расскажите о созревании преобразовательских настроений среди предшественников Петра I
                  7. Проанализируйте процесс формирования российской прединтеллигенции в период правления Петра I.
                  8. Зарождение и содержание противоречий в самосознании  всех поколений отечественно интеллигенции.
                  9. Объясните цитату: « После Пугачевского восстания 177301775 гг. все русские политические движения были движениями образованное и привилегированной части России».
                  10. Каково содержание идейно            борьбы в среде интеллигенции в 30-40-е годы XIX века?
                  11. Что вы знаете о деятельности массовой российской провинциальной интеллигенции?
                  12. Каковы нравственно личностные уроки «третьего сословия» российского общества?
                  13. Благотворительная, попечительская деятельность российской интеллигенции.
                  14. Проанализируйте характерные черты радикальной категории интеллигенции.
                  15. Значение сборника статей «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины» для изучения истории отечественной интеллигенции.
                  16. Приведите примеры проявлений радикализма в духовной и политической истории страны XX веке.
                  17. Расскажите о происхождении и содержании понятия «интеллигентность».
                  18. Крупный вклад России XIX – начала XX вв. в мировую культуру: естественные и технические науки, литературу, театральное, изобразительное, музыкальное искусство.
                  19. Расскажите о вкладе российской интеллигенции в экономическое развитие страны.
                  20. Объясните взаимосвязь роста образовательных структур и экономического, общественно-политического развития дореволюционной России.
                  21. Объясните, в чем заключается значение для современности выводов из трудов российских обществоведов первой половины XX в.
                  22. Покажите отношение различных групп российской интеллигенции к Октябрьской революции.
                  23. Расскажите о роли «старой» интеллигенции в становлении советского государства и формировании новой интеллигенции.
                  24. Объясните причины и значение выдвиженчества в истории СССР.
                  25. Расскажите о положительных результатах и проблемах развития системы просвещения, высшей школы в Советском Союзе.
                  26. Правильно ли утверждение о наличии преемственности традиции между дооктябрьской российской и советской интеллигенцией?
                  27. Проанализируйте отличительные особенности и характерные черты советской интеллигенции.
                  28. Расскажите о заслугах и достижениях советской интеллигенции в развитии народного хозяйства, науки, всех видов искусства.
                  29. Проанализируйте, как разрешалась в Советском Союзе проблема взаимоотношений интеллигенции и власти.
                  30. Расскажите о судьбе многонациональной советской интеллигенции.
                  31. Каковы предпосылки перестроечных процессов СССР?
                  32. Рассмотрите, в чем состояли специфические цели разных категорий интеллигенции в перестройке.
                  33. Покажите причины провала перестройки.
                  34. Проанализируйте духовное родство и характерные черты радикализма интеллигенции, ее отдельных категорий в постсоветский период.
                  35. Охарактеризуйте положение российской интеллигенции, ее отдельных категорий.
                  36. Покажите взаимосвязь результатов деятельности интеллигенции и дела возрождения и дальнейшего развития России.
                  37. Судьба интеллигенции в новых социально-экономических условиях России.

                   

                  2.   Темы рекомендуемых рефератов. 

                  1. Наследие древних цивилизаций (по выбору студента)
                  2. Культура Киевской Руси и допетровской России.
                  3. Противоречия в самосознании и характерные черты российской интеллигенции.
                  4. Провинциальная интеллигенция.
                  5. Предпринимательская интеллигенция.
                  6. Благотворительная, попечительская деятельность интеллигенции.
                  7. Характеристика радикальной интеллигенции.
                  8. Экономическое развитие России и интеллигенция.
                  9. О содержании понятия «интеллигентность».
                  10. Вклад российской интеллигенции в мировую литературу, театральное, музыкальное, изобразительное искусство.
                  11. Особенности советской интеллигенции.
                  12. Российские интеллигенты – эмигранты (по выбору студента)
                  13. Советская интеллигенция и власть.
                  14. Советская литература и искусство.
                  15. Перестройка и интеллигенция.
                  16. Судьбы постсоветской интеллигенции.

                   

                  3.   Примерный перечень вопросов к зачету. 

                  1. Происхождение, функции и отличительные черты образовательного слоя в древнейших цивилизациях.
                  2. Античная культура – фундамент культурного, духовного, научно-технического развития народов Европы и мира.
                  3. Почему рождение интеллигенции связывается с эпохой Петра I?
                  4. Категории интеллигенции.
                  5. Содержание идейной борьбы в среде интеллигенции в различные периоды ее истории.
                  6. Проявление радикализма в отечественной истории XX в.
                  7.  «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции».
                  8. Интеллигентность и псевдоинтеллигентность.
                  9. Мировое значение русской литературы, театра, музыки, изобразительного искусства XIX – начала XX вв.

                   

                  4.  Основная литература. 

                  1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.
                  2. Белов А. Н. Интеллигенция в отечественно истории. Учебное пособие. М., 1998.
                  3. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
                  4. Иванов Л. Е. Высшая школа России в конце XIX- начале XX вв. М., 1990.
                  5. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1991.
                  6. Ильин И. А. наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.
                  7. Иного не дано. Судьбы перестройки. Вглядываясь в прошлое. Возвращение к будущему. М., 1988.
                  8. Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. М., 1993.
                  9. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.
                  10. Кулиев В. А., 30-е годы в судьбах отечественно интеллигенции М., 1991.
                  11. Левандовский А. А. Время Грановского: Формирование русской интеллигенции в 30-40-х гг. XIX в. М.,1990.
                  12. Мунчаев ш. М., Устинов В. М. история России6 Учебник для вузов М., 2000.
                  13. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1994.
                  14. Российская интеллигенция на родине и в зарубежье: новые документы и материалы: сборник научных статей. Министерство культуры РФ. Российский институт культурологи. М., 2001.
                  15. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.
                  16. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2т., РГГУ. М., 1997.
                  17. Шапкин И. Н., Реснянский С. Н. Деловой мир России. Из истории формирования российской буржуазии. М., 1995.

                   

                  5.  Дополнительная литература.

                  1. В поисках пути Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
                  2. Горький М. Несовременные мысли: заметки о революции и культуре. М., 1990.
                  3. История России. Новейшее время. 1945-1999. М., 1999.
                  4. Комисаров С. Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. М., 1991.
                  5. Ключевский В. О. Курс русской истории: в 9-ти томах. М., 1988.
                  6. Курмачева М. Д. Крепостная интеллигенция России. М., 1983.
                  7. Комисаров С. Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. М., 1991.
                  8. Кромер В. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
                  9. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1890-1917 годах М., 1981.
                  10. Живов В. П. Маргинальная культура в России и рождение интеллигенции. Новое литературное обозрение. 1999 № 37. С.49.
                  11. Судьбы русской интеллигенции: материалы дискуссий 1923-1925 гг. Новосибирск, 1991.
                  12. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции. О России и русской культуре.

                   М., 1990.

                   

                  6.  Тематический план изучения курса.

                   

                  Наименование тем и разделовЛекцииПрактические занятияСамостоятельная работа (час)Всего трудоем. (час)Формы текущего контроля
                  1)      Образованный слой общества в истории цивиллизации131014Консультация с научным руководителем
                  2)      Рождение российской интеллигенции. Характерные черты интеллигенции XVIII – начала XIX в.231014Консультация с научным руководителем
                  3)      Категории интеллигенции231014Консультация с научным руководителем
                  4)      Значение наследия российской интеллигенции12913Консультация с научным руководителем
                  5)      Процесс формирования и особенности советской интеллигенции 131014Консультация с научным руководителем
                  6)      Уроки и наследие советской интеллигенции 22913Консультация с научным руководителем
                  7)      Перестройка интеллигенции 12913Консультация с научным руководителем
                  8)      Судьба отечественной интеллигенции 22913Консультация с научным руководителем
                  ИТОГО122076108Зачёт
                  ​​