Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linksinterview3

Роль менеджера знаний

О роли менеджера знаний мы беседовали с Афонасьевым Максимом Альбертовичем, экспертом в области управления знаниями, партнёр Moscow Knowledge Office, членом правления ассоциации «KM Альянс», со-основателем Moscow Knowledge Office, со-основателем профессионального сообщества «ИТ для корпоративных инноваций».


РЭУ: Максим Альбертович, как вы считаете время говорить о новых профессиях по управлению знаниями настало? «Менеджер знаний» есть такая профессия?

АМ: Профессия есть. Она редко у нас встречается, но очень распространена в развитых странах. Например, в странах Азии сейчас УЗ – это очень популярная сфера для профессиональной деятельности. Потребность в выделении УЗ в отдельную профессиональную область возникает после понимания того, зачем управлять знаниями, зачем специалистам и организациям необходимо тратить на это свое время и ресурсы. Развитие современных компаний во многом является результатом внедрения новых идей, технологий, бизнес-моделей. Эти изменения происходят благодаря знаниям, на их основе компания создает новые бизнес-модели. А сотрудники за свои знания получают зарплату. В этом смысле знания являются источником денег.

Давайте посмотрим на процесс создания продукта, в котором четко выделяют три этапа. Первый этап – это исследование, поиск идей, изучение рынка и т.д. Второй — упаковка и формализация этой идеи, создание бизнес-проекта. Третий этап - тиражирование и масштабирование. Мы с вами находимся в той ситуации, когда этап тиражирования и масштабирования будет автоматизироваться все глубже и больше с каждым новым витком цифровизации.  Таким образом, третий этап будет наиболее сильно подвержен автоматизации. А основное участие человека смещается в первые два этапа, включая исследования, поиск новых идей, а также упаковку новых продуктов. Именно в этих областях создание знаний и их использование будет приводить к лучшему результату. Роль человека в этих областях будет более значима и будет возрастать. Если мы посмотрим технологию работы в этих двух этапах, то не трудно заметить, что она вся построена на интеллектуальном труде.

Необходимо отметить, колоссальную роль сообщества в создании новых идей. Лари Прусак, один из известных экспертов, говорит, что инновации, новые идеи рождаются на стыке разных основ знаний. Чем больше разности в культурах, профессиональных навыках, людях, работающих в одной команде, тем выше вероятность создания каких-то новых прорывных вещей, которых до этого не было. С точки зрения совместного создания и использования знаний роль системы управления знаниями будет только нарастать. А теперь вернемся к профессии менеджера знаний. Это специалист, который организовывает процесс, помогает структурировать все эти этапы творческой деятельности от добычи знаний до их воплощения в продукте. Когда мы обращаемся к российской практике, то видим ряд устоявшихся процессов, таких как логистика, но не обнаруживаем процесса, который бы назывался «добыча знаний». В российских компаниях он в принципе отсутствует. Высокотехнологичные компании, где интеллектуальные активы — это основной производственный ресурс, рассматривают УЗ как бизнес-процесс.  Задачи менеджера знаний состоят в создании вот этих процессов, которые делают работу со знаниями не хаотичной, а структурированной и системной.


РЭУ: Какими компетенциями должен обладать менеджер знаний, каким требования он должен соответствовать? 

АМ: Хороший вопрос. Если мы посмотрим какие из существующих профессий ближе всего к профессии менеджера знаний, то мы увидим, что в первую очередь это менеджер по персоналу и все, что связано с людьми и компетенциями. На второе место следует поставить менеджера по информационным технологиям (ИТ). Под ИТ я понимаю технологии работы с информацией. Третье место отдадим связям с общественностью (PR), так как важно управлять потоками информации, их структурировать, разделять на внутренние и на внешние, упаковывать контент.  Менеджер знаний это такая «гремучая смесь» из многих областей знаний и компетенций по работе с людьми, технологиями и контентом. И здесь нельзя выделить что-то одно. Если говорить о человеческих качествах менеджера знаний, то главными являются инициативность, ответственность, открытость и честность, умение строить коммуникации, умение договариваться, системность, умение строить процессы, любознательность – постоянный поиск чего-то нового. Сложность данной позиции в умении сочетать фокус на текущей деятельности и одновременно на экспериментах. Более подробно можно почитать в статье о результатах исследования проводимого ассоциацией КМ-Альянс http://kmjournal.ru/model-kompetentsiy-dlya-km-menedzherov-obobshhennyie-rezultatyi-nauchnogo-issledovaniya/


РЭУ: А можно ли утверждать, что менеджер знаний — это каждый сотрудник современной организации, занимающейся творческой деятельностью?

АМ: По сути да. Но если УЗ выделять как отдельный процесс, то это все-таки более глубокое погружение в УЗ. Роль менеджера знаний – показать реальную пользу специалисту от участия в процессе управления знаниями, взять на себя рутинные и организационные вопросы для формирования культуры и процессов обмена знаниями.

 


2 марта 2018г., РЭУ им. Г.В.Плеханова, г.Москва