Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation LinksПортфолио-специалиста

Портфолио специалиста

 

Портфолио -  одна из современных технологий поиска работы — уже сейчас позволяет специалистам производить неизгладимое впечатление и открывает новые возможности. Предоставление только резюме является устаревшим инструментом поиска работы. Вместо того чтобы просить работодателя поверить словам в резюме и результатам тестов, мы можем представить свои реальные достижения. Портфолио может быть в бумажном варианте. Но самое современное портфолио — это попытка передать идеи с помощью текста, изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот документ может принимать форму брошюры или альбома в электронном формате (например, презентационная программа PowerPoint или набор графических файлов).  К сожалению, большинство людей создают портфолио, не используя всех возможностей. Некоторые считают, что достаточно добавить к резюме ссылки на другие тексты и сайты — и эффект потрясет работодателя. Но чтобы создать современное портфолио, нужно уделить внимание как формату и дизайну, так и его содержанию. И, разумеется, не забыть о главном — включить реальные примеры вашей работы, ваши достижения.

Новая работа в старой компании

 

Современное портфолио содержит не только образцы прошлых проектов. С его помощью сотрудник вполне может предложить собственной компании новые идеи или направления деятельности. Тогда необходимо совместить несколько документов в одном: бизнес-план, проектное предложение, анализ потребительских нужд, список текущих проблем и примеры услуг конкурентов. Иногда сотрудник знает, какую именно работу он хочет выполнять, но интересных предложений не поступает. Тогда он может предложить своему работодателю усовершенствовать бизнес.  Например, представитель отдела продаж торговой компании заметил увеличение возвратов продукции после Рождества, так как люди часто получают одинаковые подарки или вообще не то, что им необходимо. Этот сотрудник хотел расширить свои действия в режиме on-line и предложил создать on-line регистрацию подарков, которая будет гарантировать покупку товаров, действительно необходимых получателю. Портфолио может содержать мини-предложение или наглядный пример того, как можно создать ту услугу. Еще один важный момент: портфолио позволит специалисту чувствовать себя более уверенно в компании. Ведь его значимость и эффективность теперь наглядно подтверждены. 


Чем заняты сотрудники?

 

И, наконец, портфолио может сослужить хорошую службу в процессе оценки сотрудников. Как известно, эта процедура больше напоминает тяжелую хозяйственную работу, чем путь развития карьеры в организации. HRы полагаются на отчеты и протоколы. Работники ощущают себя жертвами, а не партнерами.  

Но есть наиболее эффективный способ. Специалист, проводящий оценку, задает сотруднику важный вопрос: «Каким образом вы можете помочь компании в достижении ее целей и как вы это продемонстрируете?» И ответом является портфолио. В этой ситуации сотрудник берет на себя ответственность представить в документальном виде свой вклад. Таким образом, компания начнет понимать гораздо больше о том, что работники реально делают. Эта новая информация может быть использована для улучшения должностных инструкций. 

В компании Tulsa Tech некоторые охранники поместили образцы своей работы в портфолио, показав те обязанности, которые выходили далеко за рамки их должностных инструкций. Один из них стал незаменимым на всех массовых мероприятиях: он полностью брал на себя ответственность за организацию звука и света во время презентаций, конференций и т.д. Другой уделял значительное время отгрузке и получению товара. При этом оба работали в должности «охранник». Чтобы удержать таких ценных сотрудников, компания должна отметить их вклад, изменить название должностей и описание обязанностей.  

Подводя итог, можно сказать, что портфолио — одна из самых эффективных технологий поиска работы. На коронный вопрос работодателя, как вы можете помочь компании в достижении ее целей, вы сможете достойно ответить, продемонстрировав портфолио: бизнес-план, проектное предложение, анализ потребительских нужд и т.д. Портфолио может стать индивидуальным паспортом специалиста и поддерживать развитие его карьеры внутри компании и за ее пределами. 


Что положить в портфолио?

 

Грамотно составленное портфолио не оставит у работодателя сомнений в том, что перед ним — тот самый долгожданный гений, настоящий профессионал. О том, как выгодно провести визуальную самопрезентацию, мы беседуем с консультантом компании «АНКОР» Натальей Кукалец. 

— Наталья, на какие должности сегодня никак не устроиться без портфолио? 

— Когда речь идет о творческих профессиях, работодатель, конечно, хочет видеть реальное подтверждение таланта соискателя. Журналистам, пиарщикам, дизайнерам, а также web-специалистам без портфолио просто не обойтись. Не должны о нем забывать сотрудники креативных отделов — арт-директоры, копирайтеры и т.д. Маркетологи также могут представить своеобразное портфолио в виде описания проектов с графиками, показывающими рост продаж. Но все это является лишь наглядной частью самопрезентации. Основную же роль по-прежнему играет устное выступление, рассказ о себе. 

— На Ваш взгляд, есть ли у российских портфолио отличительные черты? 

— Конечно. У нас пока отсутствуют жесткие правила того, как должно выглядеть профессиональное портфолио. Поэтому внешний вид, носитель и содержание остаются целиком на усмотрение соискателя. Представители «пишущих» профессий отдают предпочтение альбомам или подшивкам со статьями (как правило, вырезанными из изданий). Художники и дизайнеры приносят свои работы на CD (реже на дискетах). Если речь идет об авторских сайтах, то соискателю достаточно просто указать ссылки. Необычно выглядит портфолио у сотрудников креативных отделов. Арт-директоры часто приносят видеокассету со своими рекламными роликами и их «раскадровку», то есть четкую последовательность действий, которые были отсняты. А портфолио копирайтера состоит как раз из текста, которым эти ролики сопровождаются, — это слоганы, реплики и т.д. 

— Что необходимо и чего не должно быть в современном портфолио? 

— Большинство соискателей включают в портфолио только успешные и признанные работы. В этом есть свой резон. Нести работодателю все, что у вас накопилось за много лет, не стоит. Так, однажды мы подбирали для крупной пивоваренной компании дизайнера, и на собеседование пришел молодой человек с очень разнообразным портфолио. Там были и широко известные бренды (шоколадки, газированные напитки), и образцы эксклюзивной продукции (автомобили). Из всего этого богатства молодой человек сумел составить очень грамотное портфолио: в самое начало он поместил яркие, кричащие бренды, которые предназначались для масс, — а для пивоваренной компании это как раз то, что нужно! Прежде чем отправляться на собеседование в компанию, побольше узнайте о ее специфике и составьте свое портфолио согласно главной тематике. 

​Что мешает вашему росту?

 

Дмитрий Новак, художник-дизайнер:


На Западе давно устоялись традиции и нормы подачи портфолио (вплоть до шрифтового оформления). У нас же его вид зависит от того, к какому работодателю ты идешь. Фактически каждый раз перед новым собеседованием его надо составлять заново. Так, устраиваясь в компанию по разработке компьютерных игр, я подобрал для портфолио исключительно дизайнерские работы по трехмерной графике. Когда же меня пригласили в женский журнал для обработки фотографий, я сделал упор на коллажи и графический дизайн. Поэтому хорошо, когда ваши работы разносторонние и есть возможность выбора. Оставлять только успешные работы, на мой взгляд, не стоит. Ведь работодателя может зацепить то, что лично вам кажется сырым и неинтересным. 

  
Татьяна Данильянц, копирайтер: 


Есть ряд проверенных параметров, которые производят хорошее впечатление на работодателя. Портфолио должно подтвердить, что вы, с одной стороны, креативны и талантливы, а с другой — аккуратны и можете работать в бизнесе. Для своего портфолио я выбираю, прежде всего, работы, которые были сделаны по заказу известных клиентов, и те, которые были отмечены наградами. Но и не отказываю себе в том, чтобы включить в него и любимые мною проекты (пусть даже заказчик был не очень крупным). Большое значение имеет внешний вид портфолио: например, большая папка, где можно наглядно и четко представить работы и где они просто заиграют! А вот опечатка в тексте может в одночасье уничтожить весь положительный эффект. Кроме того, хорошо, когда портфолио копирайтера представлено не только печатными работами, но и роликами. 


Евгений Гайсёнок, креативный директор р/а АПР адвертайзинг: 


Свое арт-директорское портфолио я составлял по схеме CV: все работы, достояные внимания зрителя, располагаются от последней — к первой. Я не считаю, что портфолио надо менять в зависимости от работодателя. Никогда не знаешь, что именно интересует зрителя. В основном я включаю в портфолио только изданные материалы, хотя знаю, что в иных агентствах очень интересуются черновиками (они показывают твой уровень креативности, без влияния клиента). Портфолио арт-директора у меня плавно перетекает в портфолио креативного директора. Это уже отражение командной работы под моим началом. Оно показательно для тех, кто интересуется моим умением направлять и руководить. 

 

По материалам: www.quintcareers.com 

​