Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Эксперт Воронежского филиала, Елена Соломатина, замдиректора по научной деятельности и профориентационной работе подвела итоги темы недели в прямом эфире радио «МЕЛОДИЯ»

​​

 

Тема недели: «НУЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ?».


Эфир радио «Мелодия» от 3 февраля 2017 года. Утренняя программа «Краски».


Ведущий Никита Андреев: Сейчас у нас в гостях заместитель директора Воронежского филиала Российского экономического университета имени Плеханова по научной и профориентационной работе Елена Дмитриевна Соломатина. И – первый вопрос:


- Как Вы считаете, с достаточными ли знаниями сейчас приходят абитуриенты в ВУЗ?


Елена Соломатина: Если рассматривать российские вузы (и государственные, и коммерческие) в целом, то, к сожалению, ситуация двоякая: знания абитуриентов, поступающих  на договорное обучение и бюджетное, отличаются.

Во-первых, на договорные места ВУЗы принимают студентов, набравших минимальное пороговое значение. Это понятно, так как в погоне за финансированием некоторые вузы зачисляют абитуриентов с очевидно неудовлетворительными знаниями. Естественно, такая ситуация девальвирует репутацию вуза, размывает ценность, престиж, авторитет самого высшего образования. 

С другой стороны, и на бюджет попадают абитуриенты не всегда с высокими баллами. Есть направления подготовки, где много бюджетных мест, но само направление не актуальное, а закрывать их некем. Поэтому берут всех.

Есть направления подготовки популярные, востребованные, и балл для поступления там очень высокий. Например, в Воронежский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова на экономический факультет попасть абитуриентам в 2016 г. на бюджетные места было крайне сложно, нижний проходной порог достигал 242 балла.

Но хочу отметить, что ЕГЭ - это не всегда истинный показатель знаний абитуриентов. ЕГЭ – это, прежде всего стресс, переживания, нервозность. Есть студенты первокурсники, получившие невысокий балл, но отличающиеся высокой эрудицией, начитанностью. Они прекрасно анализируют материал и ориентируются в проблемах современного общества.  Так что, ситуация двоякая, ЕГЭ не показатель.


- Упрощает ли система ЕГЭ работу ВУЗа? Или нагрузка на приёмную комиссию осталась на прежнем уровне?


Елена Соломатина:  К сожалению, не упрощает. Казалось бы, ВУЗ избавлен сегодня в основном от вступительных испытаний (не считая некоторых исключений). НО появились новые проблемы: новые правила подачи заявки в вуз, согласно которым, выпускник средней школы может подать заявку с результатами ЕГЭ в 5  учебных заведений, на 3 направления подготовки в каждом, а учитывая, что в направлениях подготовки есть ещё и профили, то…….получается огромное количество заявлений, которые нужно обработать, внести в базу, проверить результаты ЕГЭ через систему ФИС ЕГЭ, сформировать личное дело, следить за рейтингом абитуриентов, вносить 2 раза в день информацию на сайт, обновлять списки поступающих. В результате выходит путаница. Дело доходит до того, что абитуриент не понимает, куда именно он в итоге поступит. А вуз, в свою очередь, не знает, сколько на самом деле студентов будет зачислено. Например, в Вуз подано 3000 заявлений, но реально в итоге в ВУЗ зачисляется 500-700 человек. 


- На Ваш взгляд, по каким предметам ЕГЭ стоило бы отменить?


Елена Соломатина: По моему мнению, это все гуманитарные предметы: русский язык, литература, история, обществоведение, иностранные языки. Тесты по этим предметам просто противопоказаны. Так как в процессе освоения этих дисциплин у будущих студентов должны формироваться логические и мыслительные навыки, умение вести беседу. Они должны уметь формулировать сложные ответы на поставленные вопросы. Ещё одна проблема состоит в том, что на всей территории России при проведении ЕГЭ применяются однотипные задания, не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена. 


- Помогает ли современная система школьного образования (постоянные тесты и экзамены) подготовиться к Университету?) Лучше ли студенты начали сдавать сессию?


Елена Соломатина:  На первую часть вопроса я уже практически ответила. А что касается сессии – то по-разному. Надо отметить, что сдача теста и сдача устного экзамена по билетам – разные вещи. И специфика подготовки к этим видам контроля разная. Большинству приобретённые в школе навыки тестирования мешают. Количество вопросов к экзамену, ну, например, - 60, - некоторых приводит в ужас, поскольку, чтобы подготовить ответы на них, необходимо прочитать массу научной литературы, монографий, статей (это помимо основного учебника). Кроме того, это надо ещё и систематизировать в голове. А вдумчиво читать современная молодёжь разучилась. Проще найти информацию, мало проверенную и даже сомнительную, в интернете. Но есть студенты, для которых сессии не являются чем-то страшным, так как они сумели в первые месяцы учёбы в ВУЗе перестроиться. Они усиленно и с интересом учатся, и успешно сдают экзамены и зачёты.  


- Нужно ли вернуть отечественную систему образования?


Елена Соломатина:  Думаю, что это необходимо, и первые шаги в этом направлении уже делаются: введена устная часть при сдаче гуманитарных предметов. Ведь справедливо, что многие молодые люди, обученные по системе ЕГЭ, отличаются от студентов 1990-х гг. Сегодня многие студенты не способны воспринимать обзорные лекции, так как это для них очень большой объем. У ребят даже возникают проблемы в том, чтобы просто записать лекцию. Выбрать из речи лектора необходимое. Сегодняшние абитуриенты, готовящиеся к тесту целенаправленно, не в состоянии выполнить те задачи, которые перед ними будут ставиться в дальнейшем. Даже если у ребят есть потенциал, они не смогут выполнить иного задания, чем поставить крестик или галочку. Это интеллектуальная травма. Система ЕГЭ, которая у нас сейчас существует, не развивает, а разрушает человека. ЕГЭ формирует людей, направленных на то, чтобы выполнять приказ, выбирая из двух-трех вариантов — один. Из двадцати заданий они уже не смогут выбрать. Если государству нужен гражданин не думающий, а тупо исполняющий функции, то Россия правильно сделала, что перешла на ЕГЭ.


- Какая песня у вас ассоциируется со школой, экзаменами, поступлением? 


Елена Соломатина:  Это легендарная песня многих, наверное, выпускников – «Когда уйдём со школьного двора» из кинофильма «Розыгрыш». Особенно строчки: «А жизнь, она – особенный предмет. Задаст вопросы новые в ответ, а ты найди решенье непременно!..» Находить эти решения мы как раз и учим своих студентов.


Никита Андреев: Спасибо. А я напоминаю: у нас в гостях была заместитель директора Воронежского филиала Российского экономического университета имени Плеханова по научной и профориентационной работе Елена Дмитриевна Соломатина. И мы подводили итог темы недели «Нужно ли вернуть отечественную систему образования?». А сейчас – песня.