Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation Linkspavel_ivanovich_novgorodcev_filosof_sociolog_politolog_pervyj_rektor_moskovskogo_kommercheskogo_instituta

ПЕРВЫЙ РЕКТОР МОСКОВСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ НОВГОРОДЦЕВ,

ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ, ПОЛИТОЛОГ,

ПЕРВЫЙ РЕКТОР МОСКОВСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

 

12 марта  исполняется 150 лет со дня рождения русского философа Павла Ивановича Новгородцева, первого ректора Московского коммерческого института, который замышлялся изначально как свободный Университет гуманитарных, экономических и промышленных знаний. Именно благодаря Новгородцеву в университете собирается высококвалифицированный и достойный коллектив преподавателей. В частности, в университете по приглашению Новгородцева преподавал другой русский философ, богослов и экономист Сергей Николаевич Булгаков. Новгородцев, будучи человеком Университета, был уверен, что Университет является, прежде всего, духовным пространством, которое должно сохранять свою автономию. Ректорство для него было, выражаясь словом Мартина Хайдеггер, духовным водительством.

В этом году мы отмечаем 60-летие Воронежского филиала Российского экономического университета имени Георгия Валентиновича Плеханова. Ранее наш университет именовался так: «Институт народного хозяйства им. Карла Маркса», а еще ранее так: «Московский коммерческий институт». Именно здесь П.И. Новгородцев был избран профессором и ректором  , духовным водителем

При рассмотрении философской системы и философской биографии П.И. Новгородцева следует обратить внимание не только на его философию права, философию политики, но прежде всего на его нравственную философию, которая, по признанию самого философа, лежала в основании его деятельности.

В 1902 году П.И. Новогородцев на защите докторской диссертации сказал так: «Если бы я теперь захотел точнее определить тот главный интерес, который определил  направление моего последнего труда, то я должен сказать, что он заключается  в исследовании вопроса о самостоятельном значении нравственного начала» [2, 5].

Я не случайно поставил рядом выражения «философская система» и «философская биография». По сути дела, биография философа всегда является философской биографией. Я обязан жить в соответствии с принципами своей философии. В этом смысле нет ничего более конкретного, практического и ничего более жизненного, чем философия. Новгородцев именно так понимал свою философскую деятельность. Как русский философ он не был кабинетным ученым. «Жизнь выше теории» - так он сказал в предисловии к первому изданию своего главного труда «Об общественном идеале».  К этому принципу, по мнению философа, «должна прийти всякая социально-политическая система, стремящаяся стать учением жизни» [2, 18]. Уже из этой фразы видно, что для Новгородцева область философии как практики сопрягалась с областью общественной деятельности.

Так, в 1904 году Новгородцев становится членом Совета подпольного земско-либерального «Союза освобождения», который ставил своей целью достижение политических свобод в России и установление конституционного порядка; в следующем, 1905 году он становится одним из основателей конституционно-демократической партии (КАДЕТы, в дальнейшем он будет активным деятелем кадетской партии), в 1906 году он входит в состав 1-й Государственной Думы в качестве депутата от своей родной Екатеринославской губернии, а после того как Дума в результате конфликта с властью была распущена, Новгородцев вместе с другими депутатами подписывает «выборгское воззвание» протеста, из-за которого последовал его арест и трехмесячное заключение, а ко всему прочему и устранение от политической деятельности (как «неблагонадежного»); после прихода к власти большевиков Новгородцев активно участвует в деятельности подпольных антибольшевистских центров в Москве. Как и многим другим его коллегам по философскому цеху, Новгородцеву в это время грозила опасность, однако философ, невзирая на угрозы, следовал, прежде всего, своим принципам и своему долгу. Это хорошо иллюстрирует знаменитый случай с защитой диссертации Иваном Александровичем Ильиным, учеником  Павла Ивановича. Новгородцев должен был быть оппонентом Ильина (вместе с князем Евгением Николаевичем Трубецким), однако накануне защиты он получил предостережение о том, что его готовятся арестовать. Диспут, меж тем, не мог состояться лишь при одном оппоненте. И все-таки Новгородцев, невзирая на очевидную опасность, явился на защиту, и более того, и дискутировал около трех часов. В семь часов диспут был окончен, и только лишь тогда Новгородцев покинул здание Московского университета. Неудивительно, что  ученики Новгородцева всегда с теплом отзывались о памяти своего учителя.

Один из учеников Новгородцева, русский религиозный философ и богослов Георгий Васильевич Флоровский в предисловии к своему знаменитому труду «Пути русского богословия» писал так: «Оканчивая эту книгу, я с благодарностью вспоминаю всех тех, кто помогал или помог мне в моей работе, примером или советом, книгами и справками, возражени­ями, сочувствием или упреком. С благодарностью вспо­минаю и о тех библиотеках или книгохранилищах, гостеприимством которых пользовался за долгие годы своих занятий. Одно имя я должен здесь назвать, дорогое для меня имя покойного П. И. Новгородцева, образ верности, никогда не умирающий в памяти моего сердца. Ему я обязан больше, чем сколько можно выразить словом. «Закон истины был во устах  его» (Малах. 2:6)» [4]. Это отдельное упоминание имени Новгородцева в предисловии к труду, посвященному русскому богословию, тем более знаменательно, что у самого Новгородцева мы не найдем работ, посвященных собственно философии религии, за исключением нескольких небольших статей (например, знаменитая статья «Существо русского православного сознания»). Хотя сам Новгородцев после поворота к идеализму затем перешел к религиозному миросозерцанию и оставался православным всю жизнь.

Новгородцева высоко ценили и его коллеги-современники. Так, Новгородцев был редактором легендарного сборника «Проблемы идеализма», в котором участвовали также такие мыслители, как Н.А, Бердяев, С.Н. Булнаков, Кн. Евгений Трубецкой, С.Л. Франк, С.А. Аскольдов и др. Новгородцев же написал предисловие к сборнику.

Признание и влияние Новгородцева среди учеников и современников было, прежде всего, нравственным, как уже очевидно из воспоминаний о нем. Но не был Павел Иванович лишен и влияния и чисто философского, профессионального, а также влияния политического, что, вообще-то, является редкостью для русского философа.  «Теоретические построения П.И. Новгородцева, «своеобразно» понятые деятелями Временного правительств, во многом обеспечили провал практической политики этого правительства, хотя в другой  обстановке они могли бы способствовать укреплению правового государства и становлению в России гражданского общества» [1, 134] - пишет современный исследователь.

После прихода к власти большевиков судьба Новгородцева, как и многих других мыслителей русского религиозно-философского Ренессанса, была практически предрешена. Новгородцев покинул советскую Россию до до т.н. «философского парохода», на котором выслали его коллег из страны. В 1920 году он эвакуировался в Чехословакию, там он при содействии чешского правительства основал юридический факультет в Праге, который возглавлял со дня открытия до самой своей кончины в 1924 году.

Как видим, П.И. Новгородцев не представлял свою жизнь без образовательной деятельности, как в России, так и в эмиграции вдалеке от Родины он посвящал свое время и свои силы учительству; и благодарные его ученики, не только те, кто учился у него лично, но и те, кто учился у него по его книгам, хранят о нем светлую память по сей день. 

 

Литература:

  1. Евдошенко И.В. П.И. Новгородцев как «учитель» Временного правительства // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2013. Вып. 3. С. 132 - 134
  2. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Издательство «Пресса», 1991
  3. Новгородцев П.И. Сочинения. / Сост. Вступ. Статья и прим. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова. – М.: Раритет, 1995
  4. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Издание второе, исправленное и дополненное. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта),Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. 2003 год.
  5.  Проблемы идеализма : Сб. ст. / Под ред. П.И. Новгородцева. - М. : Изд. Моск. психол. о-ва, 1902. - X, 521 с



Коробов-Латынцев А.Ю., к.ф.н., ст.преподаватель кафедры Социологии, политологии и гуманитарных дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал)