Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linksmaterial_otkrytogo_uroka_istorii_vf_reu

Материал открытого урока истории в ВФ РЭУ об эпохе правления Ивана Грозного студенты СПО усвоили «на отлично»

17 декабря в Воронежском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова прошёл открытый театрализованный урок истории для студентов отделения среднего профессионального образования.
По мнению студентов, образованные россияне – это люди, которые, безусловно, знают историю своей страны. Причём, хорошо и - независимо от выбранной профессии, потому что без понимания прошлого любого государства нельзя построить его настоящее и будущее.

Поэтому ребята под руководством педагога Евгении Спицыной с удовольствием взялись за изучение в оригинальной форме такого непростого периода в истории России, как правление Ивана IV- Грозного. А прошёл урок в форме суда над государем с целью выявить все «за» и «против» сделанного Грозным в годы правления, понять, по каким причинам он поступал так или иначе и какую пользу в итоге принёс государству Российскому.

- Встать, суд идёт!

С этих слов судьи, роль которого играла Алина Золотарёва, начался урок. Иван Грозный, одетый для такого случая «что ни на есть по-царски», взмахивая посохом, поначалу гневался на традиционный в суде вопрос о его имени, а затем дал свою версию того, почему его называют «Грозным» - в исполнении Виктора Сердюкова это выглядело весьма убедительно.

Однако прокурор – Антон Холодков – тут же возразил государю и пояснил, что Иван Грозный получил такое прозвище за то, что не терпел смелых высказываний, жестоко расправлялся со своими оппонентами, устраивал казни для устрашения народа и на протяжении всей жизни оставался тираном.

Рауф же Абасов, взявший на себя роль адвоката царя, призвал в суд свидетеля – Митрополита Макария, в образ которого вошла Лиза Князева и который рассказал печальные факты из детства Иоанна, до восьмилетнего возраста оставшегося без обоих родителей и с ранних лет чувствовавшего себя обделённым вниманием ребёнком. Кроме того, вещал Митрополит, подраставшему царю добавила жестокости борьба за власть нескольких группировок бояр, сопровождавшихся интригами и казнями, расхищением казны и, как сказали бы сейчас, коррупцией.

Зашла речь и об убийстве царём своего сына, отражённом в известной картине Ильи Репина. – Свидетелем по этому делу выступил Борис Годунов, в чьём образе предстала Лиза Украинская, рассказав, что государь убил сына в состоянии аффекта, сочтя его предателем. Но потом так раскаивался в содеянном, что даже хотел постричься в монахи. Однако суд рассмотрел и другие версии гибели наследника (они действительно рассматриваются российскими историками), в том числе и отравление царевича, то есть – непричастность Ивана Грозного к его смерти.
Об опричнине во времена Грозного судья попросила рассказать в качестве свидетеля Митрополита Филиппа, которого сыграла Эля Петрыкина. Тот поведал следующее: Иоанн создал для собственной, а также государственной безопасности особых телохранителей, предложив им устав опричнины. Причиной послужила измена друзей и подозрительность царя.

В итоге адвокат сделал вывод, что правление Ивана Грозного было созидательным для государства. Сторона же обвинения высказалась за разрушительный характер правления Ивана IV.

Когда суд удалился на совещание, в аудитории развернулась дискуссия – студенты высказывали своё мнение: одни приводили свои аргументы в защиту царя, сравнивая Ивана Грозного по значимости открывшихся для государства в его эпоху возможностей с Петром I, другие говорили о тирании и деспотизме правителя…

Суд же вынес, как всегда, справедливый вердикт:

Личность Иоанна Грозного сложна и многогранна. Он имел превосходный ум, образование, обладал твердостью характера. Во внешней политике Иоанн следовал великим намерениям деда. Сам разбирал тяжбы и жалобы, не выносил пьянства, уважал искусство и науки, строил церковные школы. Наконец Иоанн знаменит в истории как законодатель и строитель государства. Новые законы, учреждения, налоги всегда объявлялись через приказы.

В царствование Иоанна Васильевича было построено много городов, он ввел новый свод законов, который назвали «Второй Русской Правдой», явившийся важным шагом на пути централизации страны. В период его правления к России были присоединены три татарских ханства: Казанское, Астраханское и Сибирское.

Что же касается жестокости, опричного террора, то это было характерно не только для России, но и для других стран той эпохи (Варфоломеевская ночь во Франции в 1572 г.). Поэтому народ отверг память о нем как о царе мучителе. Иоанна IV до сих пор называют Грозным. И это имя звучит скорее в похвалу, чем в укоризну. Поистине «история злопамятней народа».

Этими словами открытый урок истории завершился. А присутствовавшим на нём педагогам ВФ РЭУ, да и самим ребятам, было очевидно, что такая форма урока – гарантия отличного усвоения знаний из истории государства Российского.​