Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation Linksnauch-statia

Как написать научную статью? Советы начинающему автору


Виды статей

 

В современных журналах можно встретить следующие виды публикаций:

 

  1. Статьи, посвященные экспериментальным исследованиям и описанию производственного опыта. В них рассматриваются методы и результаты исследований, и дается их физическое объяснение.
  2. Обзорные статьи по тем или иным технологическим процессам, компонентам, оборудованию. Эти статьи часто выполняют функцию справочных материалов для технологов и разработчиков.
  3. Статьи, рекламирующие продукцию каких-либо фирм.
  4. Краткие сообщения, письма в редакцию.
  5. Научно-популярные статьи.

    Все последующие рассуждения относятся только к первым двум видам статей.

     Составные части статьи
     
  • аннотация,
  • вводная часть (введение),
  • основная часть (методика исследования, полученные результаты и их объяснение),
  • выводы (заключение),
  • список литературы (литература).

    Аннотация

    Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи.

    Аннотация - краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

    Аннотация выполняет следующие функции:
  • дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
  • используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

    Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

    Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД).

     Введение

    Во введении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, патентов, отчетов, информации из сети Интернет). Что бы полезного ни сделал автор, у его исследований всегда есть предшественники. Поэтому необходимо найти следы этих предшественников и критически проанализировать их работы. Ведь нередко незнание этих материалов приводит к неоправданным затратам средств, времени и сил. Добросовестный автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие. Отношение к работам предшественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их критику, а они не имеют возможности возразить в ответ.

    Основная часть

    От самостоятельного исследователя требуются следующие умения:
     
  1. выбрать задачу для исследования;
  2. пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства;
  3. разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

    В статье, посвященной экспериментальным исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени.

    Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Еще Кант заявлял, что во всяком знании столько истины, сколько математики. Однако применение математики для объяснения полученных результатов должно быть минимально необходимым.

    Большинство авторов избегают упоминать об экспериментах с отрицательным результатом. Между тем, такие эксперименты, особенно в области технологии, иногда поучительнее экспериментов с положительным исходом. Технология – это наука, в которой, в отличие от математики, бывает так, что минус плюс минус дают плюс.

    Выводы

    Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «Я утверждаю, что…».

    Литература

    Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Разные издательства предъявляют неодинаковые требования к его оформлению. Тем не менее, в любом случае следует указать фамилии авторов, название журнала, год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся читатель должен иметь возможность найти указанный литературный источник. Бывают случаи, когда по указанному адресу источник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.

    Примеры библиографического описания согласно ГОСТ 7.1 -2003

    Правила оформления библиографической ссылки  согласно ГОСТ Р7.0.5 2008​

    ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА СТАТЬИ

    Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широким использованием сети Интернет. Необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам.

    Главным в изложении, как отмечал еще А. С. Пушкин, являются точность и краткость. «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» (Н. А. Некрасов). Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

    Терминология

    Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:
  • употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;
  • не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;
  • не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении.

    Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Придумывать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях.

    Язык изложения

    Научная статья должна быть написана интересно, живым, образным языком,  с тем, чтобы не вызывать ощущение скуки у своих потенциальных читателей. Например, книга известного голландского физика Де Бура «Динамический характер адсорбции» выдержана в строгом научном тоне, содержит необходимый математический аппарат, но при этом, описывая взаимодействие потока молекул с поверхностью твердого тела, Де Бур сравнил этот поток с роем пчел, что позволяет наглядно представить себе сложнейший процесс адсорбции.

    Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: например, «это свойство материала вызвано определенным изменением его внутреннего строения» (то есть каким-то изменением, а значит, неопределенным), «технология напыления усовершенствована некоторым известным способом».

    Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняет неясности.

    В то же время, в технической литературе вполне уместны слова-вставки: «действительно», «конечно», «в самом деле», «с другой стороны» и т.д., используемые для логических переходов в тексте. Такие слова не украшают текст, но являются «дорожными знаками», предупреждающими о поворотах мысли автора. Особенно полезно применение этих слов в математическом тексте для логических связей.

    Автор статьи должен работать над текстом до тех пор, пока не устранит все неясности (это не поэзия, в которой допустим «тайный» смысл стихов).

    Большое значение имеет интуиция автора. Так, если при повторном чтении написанной статьи у него возникает какое-то неудобство от фразы, то можно использовать следующий прием. Представьте, что этой фразы нет. Изменилось ли при этом что-нибудь в статье: потерялась логика изложения, пропал смысл? Если нет, смело вычеркивайте эту фразу, какой бы красивой она не была.

    ПЛАН РАБОТЫ НАД НАУЧНОЙ СТАТЬЕЙ

    Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи.
     
  1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.
  2. Составьте подробный план построения статьи.
  3. Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.
  4. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
  5. Поработайте над названием статьи.
  6. В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.
  7. Составьте список литературы.
  8. Сделайте выводы.
  9. Напишите аннотацию.
  10. Проведите авторское редактирование. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
  11. Отправьте статью в редакцию. Прислушайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при редактировании.
     

Эти рекомендации — не догма, а только информация к размышлению!