Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation Linkssocopros-ekologia

Исследование РЭУ им. Г.В. Плеханова: Почему москвичи стали чаще ходить пешком, ездить в городском транспорте и меньше пользоваться автомобилем
11 июня
Научная жизнь

РЭУ им. Г.В. Плеханова провел опрос на тему изменения транспортных предпочтений москвичей и экологической ситуации в Москве за последние 5 лет. В ходе исследования выяснилось, что всё больше горожан чаще ходят пешком, пользуются городским транспортом и реже личным. Причины, влияющие на выбор передвижения, зависят, как от смены работы, так и желания вести активный образ жизни.

 

«Решения Москвы в рамках развития транспортной системы за последние 5 лет показали наличие устойчивого баланса между количеством автомобилистов и пешеходов, что обеспечивает стабильность в перемещениях по городу. Однако существует серьезный риск роста популярности личного транспорта после снятия карантинных ограничений, а это может иметь негативные последствия как для экономики, так и для экологии Москвы. Мировой опыт по изменению жизни мегаполисов, который мы проанализировали в области транспорта, подтверждает, что Москва выходит из пандемии с минимальными потерями. И эту тенденцию важно сохранить. Нужно и дальше развивать общественный транспорт и пешеходное пространство», – рассказали в РЭУ.

 

Исследование показало, что почти 30% опрошенных стали меньше пользоваться автомобилем. 25% ездят также интенсивно, а 10% – ещё чаще. Доля респондентов, которые вообще не используют машину в Москве составляет 35%. Основная причина отказа от личного авто – комфортный городской транспорт (45% опрошенных). Однако появились и те, кто предпочитают вождению активный образ жизни (8%).

 

При этом, 40% опрошенных стали чаще ездить на городском транспорте в последние 5 лет. Основные причины выбора – выросшие доступность и комфорт (52% среди активно пользующихся). Кроме того, 22% москвичей отметили, что содержать автомобиль для них стало слишком дорого, а 21% респондентов рассказали, что успевают сделать больше дел, передвигаясь именно на общественном транспорте.

 

43% из тех, кто стал меньше ездить на общественном транспорте, ответили, что основная причина его редкого использования – это сокращение ежедневных перемещений по городу. 18% считают, что их доход позволяет им иметь личный автомобиль, а 10% перешли на альтернативные способы передвижения по Москве (10%).

 

В последние годы все больше москвичей делают осознанный выбор в пользу регулярных пеших прогулок. Так, 45% опрошенных стали больше ходить пешком, у 42% интенсивность пеших прогулок не изменилась, а 10% стали ходить меньше. 60% пешеходов считают, что это полезно для здоровья и прогулки заменяют им фитнес. Еще 22% опрошенных считают, что в Москве появилось много общественных пространств. У тех, кто стал ходить меньше, основная причина снижения (31%) – это переезд или смена работы, а также состояние здоровья (31%).

 

«Можно только поприветствовать инициативу Департамента транспорта по сбору предложений от горожан для развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Это выглядит своевременным и оправданным как для экологии, так и для здоровья жителей в период пандемии COVID-19», - отмечают авторы исследования.

 

Опрос показал, что москвичи серьезно обеспокоены экологической ситуацией в столице. Почти половина опрошенных считает, что за последние 5 лет она ухудшилась. Среди наиболее острых экологических проблем в Москве респонденты назвали: выхлопные газы автомобилей (46%) – на 1-м месте, и выбросы предприятий (29%).

 

48% назвали загрязненный воздух основным фактором, негативно влияющим на здоровье. Почти 60% опрошенных считают, что власти города должны активнее влиять на экологическую ситуацию, в первую очередь из-за загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей.

 

«Транспортный комплекс Москвы в последние годы реализовал ряд экологических решений, связанных с развитием пешеходных пространств, вводом ограничений на движение грузового транспорта и т.д. Однако сегодня этого уже недостаточно. В городе остро стоит проблема наличия автомобилей низкого экологического класса. Горожане обеспокоены качеством воздуха и основным источником его загрязнения они считают старые автомобили. Москве стоит учесть пожелания москвичей по улучшению экологической ситуации, возможно, предложив варианты общественного обсуждения», – добавили в РЭУ.

 

Маркетинговое исследование РЭУ им. Г.В. Плеханова проведено в апреле 2020 года. Опрошено 2 275 жителей Москвы. 

 

Полный отчет исследования