Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation Linksreu-voprosi-razvitiya

РЭУ: вопросы развития
7 апреля
Новости университета

Осенью 2015 года кандидатом на должность ректора университета В.И. Гришиным была представлена и получила одобрение Ученого Совета «Программа развития Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова на 2016 - 2021 годы». После утверждения Министерством образования и науки Гришина В.И.  в должности ректора РЭУ, эта Программа стала основным документом, определяющим стратегию развития университета, и источником для формирования ежегодных (тактических) программ развития.

 

В стратегической «Программе 2016-2021» определена миссия РЭУ – содействие устойчивому социально-экономическому развитию России за счет формирования человеческого и интеллектуального капитала. Стратегической целью РЭУ на период 2016-2021 гг. является построение эффективной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере экономики и смежных областях знаний, отвечающей запросам государства, общества и личности, формирование университета, образовательная и научно-исследовательская деятельность которого имеют широкое международное и национальное признание и обеспечивают ресурсную базу его дальнейшего устойчивого развития.

 

Реализация миссии с учетом стратегической цели на 2016 - 2021 годы означает преобразование РЭУ в научно-образовательный центр, интегрированный в мировое и национальное научно-образовательное пространство, который:

- осуществляет научно-исследовательскую и консалтинговую деятельность, направленную на повышение роли России в мировой экономике и повышение качества жизни населения России, Москвы и Московской области;

-  обеспечивает подготовку специалистов, способных работать в лучших национальных и иностранных компаниях (организациях) и в органах власти, а также предпринимателей, способных создавать и развивать успешные компании;

- разрабатывает модели образования (среднего, высшего, дополнительного) и исследований в области экономики и управления предприятием, предпринимательства и коммерции, которые могут быть успешно реализованы отраслевыми вузами России, Москвы и Московской области;

- содействует формированию национальной модели университета, обладающего высокой долей дискреционных средств за счет диверсифицированной базы финансирования, обеспечивающей устойчивое развитие университета.

 

Для того, чтобы определять, насколько успешно университет осуществляет выбранную стратегию, и, при необходимости, вносить коррективы как в саму стратегию, так и в используемые для ее реализации механизмы, необходимо проводить постоянную оценку достигнутых результатов и эффективности деятельности. Для такой оценки РЭУ использует как внешние, так и внутренние источники.

 

Основными источниками внешних оценок результатов деятельности университета являются: Мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, ежегодно проводимый Минобрнауки РФ, международные рейтинги​​ QS World University Rankings, QS University Rankings: BRICS, QS University Ratings: EECA, QS Stars University Rankings, Times Higher Education World University Rankings, Webometrics, 4 International Colleges & Universities Web Rankings, Round University Ranking, Национальный рейтинг университетов (проводится агентством «Интерфакс»  и радиостанцией «Эхо Москвы»),  Рейтинг вузов России, составленный агентством  «Эксперт РА», а также рейтинги различных национальных и зарубежных компаний в сфере масс-медиа и трудоустройства.

 

Внутренняя оценка результатов проводится на основании данных о выполнении планов работы подразделений (в образовательной, научной, финансовой и иных сферах деятельности), мониторинга выполнения подразделениями мероприятий ежегодных программ развития, данных конкурсной и аттестационной комиссий, сведений контролирующих подразделений. На основании данных о результатах работы всех подразделений ежеквартально составляются рейтинги факультетов, кафедр и иных подразделений университета. Результаты рейтингования подразделений используются при принятии решений о премировании сотрудников и установлении персональных надбавок.

 

Естественным продолжением системы оценки результативности и эффективности работы, действующей сейчас на уровне университета в целом и на уровне подразделений, должна стать система рейтингования научных и научно-педагогических сотрудников университета, которая прошла несколько раундов обсуждения и планируется к вводу с 2016/2017 учебного года. В весеннем семестре 2015/2016 учебного года система пройдет апробацию на нескольких кафедрах из разных образовательно-научных центров, по результатам апробации в методику сбора информации и собственно составления рейтинга могут быть внесены изменения. В целом, эта методика соответствует структуре оценки результатов работы преподавателей, принятой во многих зарубежных и ведущих российских вузах. Она включает в себя три группы показателей: показатели учебной работы (35%), научной работы (45%), общественной деятельности (20%). Сбор большей части информации автоматизирован, поскольку сведения берутся из баз, которые заполняются на портале в порядке текущей отчетности: различные данные по публикационной активности, по проведению занятий на иностранных языках, по участию в НИР и т. д. Часть сведений берется напрямую из соответствующих управлений (о проведении занятий в иностранных вузах, об имиджевых публикациях и участии в специальных проектах и проч.)

 

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – современное крупное многопрофильное образовательное учреждение, включающее головной вуз и 44 филиала. По итогам 2015 года контингент обучающихся в РЭУ в целом составил почти 73 000 человек, в том числе в головном вузе – свыше 26 тысяч человек, в филиалах -  46 700 чел., общее число преподавателей и сотрудников в головном вузе составило свыше 4 100 человек. Доходы университета (из всех источников) за 2015 составили около 6 млрд. рублей. В таком крупном учреждении, естественно, постоянно идут процессы, направленные на повышение эффективности деятельности и качества оказываемых услуг. Если в силу каких-либо причин деятельность какого-тот филиала оказывается экономически неэффективной, принимается решение о ликвидации соответствующего филиала, поскольку Университет не считает возможным снижать уровень подготовки выпускников, что стало бы неизбежным следствием снижения расходов на образование в соответствующем филиале.

 

Аналогичные изменения происходят и в головном вузе. После процессов объединения с двумя крупными вузами (РГТЭУ и МЭСИ) контингент студентов на московской площадке вырос больше чем в 2 раза (с 12 000 человек). Соответственно, более чем в 2 раза увеличился ежегодный выпуск студентов. В 2014 и 2015 годах обучение в РЭУ завершали около 6 000 человек ежегодно. Принимая в расчет снижение числа абитуриентов по стране в целом в силу демографических причин, которое прогнозируется вплоть до 2021 года, численность студентов РЭУ будет планомерно сокращаться, составив, по нашим прогнозам, к 2021 году примерно 15 000 человек приведенного контингента в головном вузе и около 2 800 преподавателей и сотрудников. 

 

Прогнозируя динамику числа студентов и сотрудников, администрация университета также планирует и соответствующее изменение организационной структуры в части количества и размеров факультетов, кафедр и обслуживающих подразделений. Таким образом, изменение структуры является ежегодным планомерным процессом, в ближайшие 5 лет этот процесс будет направлен на укрупнение всех подразделений. Такие же процессы идут сейчас как в других московских вузах, так и в ведущих региональных вузах России. В частности, в Высшей Школе экономики это процесс получил название «создание больших факультетов», начался он в феврале 2014 и в настоящее время почти закончен. В РЭУ, учитывая сроки произошедших реорганизаций, этот процесс идет практически с такой же скоростью и интенсивностью.

 

Помимо эффективности деятельности, другим важным аспектом конкурентоспособности университета является обеспечение качества образования. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Таким образом, учет мнения лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, о степени соответствия образования его требованиям и потребностям, является необходимым инструментом измерения и обеспечения качества. Многие факультеты и кафедры самостоятельно проводят мониторинг удовлетворенности студентов процессом и результатами образования или его составных элементов (учебного процесса, практик, зарубежных стажировок, воспитательной работы).

 

Предполагается, что с 2016/2017 учебного года результаты опросов студентов, проведенные по методике, аналогичной тем, которые используются в международных и национальных рейтингах университетов, станут составным элементом оценки результатов учебной работы научно-педагогических сотрудников РЭУ. Такая практика применяется во многих лучших зарубежных вузах и в российских вузах – участниках специальных программ и проектов Минобрнауки и Правительства России (федеральных и национальных исследовательских университетах, участниках проекта «5-Топ 100»). В 2015 году несколько тысяч студентов и выпускников РЭУ отвечали на вопросы анкет рейтингов QS Stars University Ratings и Эксперт РА по удовлетворенности образовательным процессом в целом и качеством обучения в частности.  В 2016 году планируется расширить эту практику и провести сравнительный анализ результатов по каждому преподавателю, как это делается на тех факультетах РЭУ, которые ведут программы, имеющие международные аккредитации.

 

Также необходимо отметить, что, как показывает практика ведущих мировых вузов, существенную роль в повышении качества образовательного процесса и повышении удовлетворенности лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, играет формирование «открытой» образовательной среды. Такой же результат продемонстрировали не только вузы, но и школы, предлагающие родителям учеников наблюдать в режиме онлайн за проведением занятий в классах. В 2016 году в пилотном режиме в РЭУ планируется осуществлять онлайн-трансляцию из учебных аудиторий, оснащенных соответствующим оборудованием, таким образом, любой желающий сможет виртуально «присутствовать» на занятиях. Безусловно, такой подход повышает ответственность всех участников образовательного процесса, прежде всего – преподавателя.

 

Принимая во внимание, что упомянутые выше вопросы развития университета касаются всех студентов и аспирантов, каждого научно-педагогического работника, руководителей и сотрудников административных и функциональных подразделений, ректоратом принято решение об организации подробного и регулярного информирования всех участников образовательного процесса о происходящих изменениях и их результатах. Для этого на канале Плеханов-ТВ открыты специальные рубрики «РЭУ: о главном» и «РЭУ: день сегодняшний», на сайте университета создан раздел «РЭУ: вопросы развития». Предлагаем всем желающим высказывать мнение и вносить предложения, которые способствуют развитию университета. ​