Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Российский экономическийУНИВЕРСИТЕТ
имени Г.В. Плеханова

Основан в 1907 году

Перейти вверх

Skip Navigation Linksnedelya-ekonomicheskoj-nauki-itogi

Итоги Недели экономической науки в РЭУ им. Г.В. Плеханова
21 декабря
Научная жизнь

С 14 по 18 декабря в РЭУ им. Г.В. Плеханова прошла Неделя экономической науки (НЭН), организованная в дистанционном формате кафедрой политической экономии и истории экономической науки, в рамках которой были организованы открытые лекции, научные семинары, экономическая игра, открытое заседание со Студенческим научным обществом и Предуниверсарий с обучающимися Экономического лицея. В мероприятиях НЭН приняли участие около 1 500 студентов, преподавателей и лицеистов.

 

«Проведенная Неделя позволила студентам нашего университета познакомиться с разных сторон с экономической наукой. Мы получили много благодарственных отзывов о формате и качестве мероприятий. Нас, как организаторов, радует то, что ребята действительно узнали для себя много нового, а некоторые даже вдохновились на написание научных статей по экономике», - отметила главный организатор НЭН, к.э.н., доцент кафедры ПЭ и ИЭН Евгения Викторовна Шавина.

  

Торжественное открытие Недели экономической науки состоялось 14 декабря, на котором выступили Директор ОНЦ «Экономика», д.э.н., профессор Екатерина Викторовна Лисицына и заведующая кафедрой ПЭ и ИЭН к.э.н., доцент Светлана Владимировна Мудрова. Они отметили, что реализация подобных проектов очень важна и значима для РЭУ - они способствуют расширению кругозора, повышению экономической грамотности молодежи и вовлечению талантливых ребят в осуществление научных исследований, участие в конференциях, форумах, олимпиадах по экономике.

 

После открытия НЭН д.э.н., профессор кафедры ПЭ и ИЭН Асия Шамильевна Хасанова провела открытую лекция на тему: «К вопросу о поиске новой парадигмы развития общества в условиях макроэкономической нестабильности». Профессор рассказала об экономическом и санитарном кризисе, обусловленном пандемией коронавируса, который привел к качественной трансформации во всех сферах жизнедеятельности общества. Это, в свою очередь, дало начало многочисленным научным дискуссиям, связанным с традиционными вопросами функционирования экономики и с новыми вызовами эпохи, обусловленными техническими прогрессом и формированием глобального мира. В качестве новых вызовов лектор отметила проблемы цифровой трансформации экономики и связанные с ними угрозы кибербезопасности отдельного индивида, предприятия, государства, вопросы занятости экономически активного населения в условиях автоматизации производства, внедрения интеллектуальных систем управления, защиты окружающей среды и обострения экологических рисков.

  

Также 14 декабря была проведена экономическая игра для студентов 1 курса факультета экономики, товароведения и торговли, посвященная истории становления и развития в России торгового дела на примере Верхних торговых рядов в Москве. Игра была организована к.и.н., доцентом кафедры ПЭ и ИЭН Маргаритой Михайловной Рудковской. В рамках игры студенты прослушали вводную мини-лекцию об истории розничной торговли, об идее формировании универсального магазина и её рецепции в России. Большая часть мероприятия была организована через самостоятельную работу студентов в мини-группах по одному из предложенных вопросов: история и архитектура здания, особенности организации торгового пространства в дореволюционный период и в годы советской власти, статус магазина в разные периоды его существования, стратегии и тактики продажи и привлечения покупателей. Подготовленные ответы студенты успешно представили в виде презентаций, сформированных в цифровом варианте с помощью интерактивной платформы Padlet.

 

По отзывам участников выбранная тема была для них интересной, никаких сложностей в работе с цифровыми инструментами не возникло, а самым интересным моментам стала работа в группе и подготовка материала к презентации.

 

15 декабря состоялась открытая лекция к.э.н., доцента кафедры ПЭ и ИЭН Константина Анатольевича Корнеева на тему: «Основные тенденции развития экономики стран Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея) на современном этапе». На лекции были рассмотрены основные проблемы и тенденции, связанные, прежде всего, с текущим трендом на деглобализацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Складывающиеся новые условия требуют и формирования новых контуров международного экономического сотрудничества, что является непростой задачей для Японии, Китая и Республики Корея. Эти страны обладают высоким уровнем экономической самостоятельности и продвигают собственное видение системы многосторонних соглашений в АТР, основанное на своей специфике отраслевой структуры экспорта/импорта. Далеко не всегда эти взгляды совпадают, однако есть хорошие перспективы сотрудничества в современной ситуации усиления региональной кооперации со странами Южной и Юго-Восточной Азии, а также с Россией. После выступления лектору были заданы несколько интересных вопросов, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, присутствовавших на лекции. Вопросы касались внешней энергетической политики стран Восточной Азии, принципов и шагов, благодаря которым в своё время им удалось провести успешную экономическую модернизацию и войти в число наиболее развитых стран мира, а также будущих тенденций сотрудничества в Азии.  

  

Ответы были следующего содержания:

энергетическая политика направлена на диверсификацию географии поставок энергоресурсов и расширение числа их экспортёров; успешная экономическая модернизация стала возможной в результате эффективного сплава западной рыночной экономической модели с традиционными восточными качествами, такими как сплочённость, трудолюбие, терпение; будущие тенденции сотрудничества в Азии связаны с активным развитием региональных торгово-экономических режимов (например, ВРЭП – всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство, соглашение об организации которого было подписано в ноябре 2020 г.).

 

16 декабря прошло расширенное заседание Студенческого научного общества с представителями кафедры ПЭ и ИЭН. Заседание было посвящено такой важной теме как «Студенческая научная статья по экономике: лайфхаки от студентов и преподавателей». Открыла заседание к.э.н., доцент кафедры ПЭ и ИЭН Евгения Викторовна Шавина, обозначив актуальность выбранной темы и рабочую повестку. Далее слово было предоставлено Председателю СНО Павлу Фомину и проектному директору СНО Ильясу Гильфанову, которые отметили, что написание научной статьи по экономике очень сложный, но увлекательный процесс и поделись советами, что им помогло при написании статей. После представителей СНО выступили приглашенные студенты, которые были наиболее успешными в написании экономических статей и неоднократно занимали призовые места на таких конференциях, как «Экономика и инновации», «Международные плехановские чтения» и «Горизонты России»: Дарья Горбунова (2 курс, ФЭТТ), Бэлла Ахматова (2 курс, ФЭП), Яна Кондратьева (2 курс, ФЭП). Можно отметить следующие советы, которые дали студентки начинающим исследователям:

- самое важное – выбрать тему, которая действительно нравится;

- уделить особое вниманию постановке цели и задач;

- никогда не переставать работать, если что-то не понятно;

- активно участвовать в различных конференциях и иных научных мероприятиях с целью получения опыта.

  

После студентов слово было предоставлено преподавателям кафедры ПЭ и ИЭН, которые на регулярной основе выступают в качестве научных руководителей студентов, пишущих статьи по экономическим тематикам: С.В. Мудровой, Е.Ю. Доценко, Л.В. Саргиной, Н.Р. Амировой, Е.В. Шавиной, Е. Ю. Доценко очень подробно рассказала о плагиате, его видах и дала рекомендации, как избежать плагиата в научных работах по экономике. Е.В. Шавина остановилась на том, как выбрать тему исследования и в каких источниках можно «подсмотреть» наиболее удачные формулировки тем и найти материалы для будущего исследования. Л.В. Саргина акцентировала свое внимание на содержании аннотации к научной статье и на том, что нужно уделять внимание объективности данных. Н.Р. Амирова рекомендовала студентам придерживаться научного стиля. С.В. Мудрова тоже дала ребятам полезный совет: «Экономическая наука - это симбиоз знаний разных дисциплин, которые будут важны на протяжении всей жизни. В науке надо быть дерзким исследователем, чтобы продвигаться вперед!».

  

В этот же день ассистентом кафедры ПЭ и ИЭН А.Ю. Борисовым был проведен научно-практический семинар «Поведенческая экономика: как мысли и эмоции влияют на наш выбор и наши экономические решения». В ходе семинара были рассмотрены основные положения, которые составляют теоретическое ядро поведенческой экономики – одного из самых прогрессивных направлений экономической теории, которое изучает, как особенности нашего мышления могут повлиять на процесс принятия экономических решений. Материал был проиллюстрирован многочисленными примерами, показывающими возможность прикладного применения теорий, разработанных в рамках поведенческой экономики. Участники семинара, среди которых были как студенты, так и преподаватели РЭУ им. Плеханова, приняли активное участие в обсуждении проблемы. Среди прочих, обсуждались следующие вопросы:

   

Как можно применить положения поведенческой экономики в повседневной жизни?

- С каких работ следует начать изучение данного предмета?

- Насколько иррациональные мотивы могут быть сильны при принятии инвестиционных решений?

- Как можно воспитать максимально рациональное отношение к действительности у молодого поколения? 

  

17 декабря профессор кафедры ПЭ и ИЭН Константин Анатольевич Лебедев провел открытую лекцию на тему: «Трансформация политико-экономической стратегии Российской Федерации при В.В. Путине: ретроспективный анализ». В рамках лекции были рассмотрены вопросы трансформации политико-экономической стратегии Российской Федерации при В.В. Путине. Было отмечено, что на плечи В. В. Путина легла страна, потерявшая половину экономического потенциала и только что пережившая страшный дефолт. Выявлено, что первые годы нового века обнажили многие застарелые проблемы отечественной экономики. Чтобы претворить в жизнь эту стратегическую линию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, В.В. Путиным было закончено формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост, обеспечены благоприятные международные условия для внутреннего развития. В лекции было отмечено, что В.В. Путин сконцентрировал усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус приоритетных национальных проектов, развитие которых Президент взял под личный контроль.

  

В процессе обсуждения лекции был поднят вопрос о преемственности власти, в рамках которого был дан ответ, что альтернативы В.В. Путину в настоящее время нет. Также поднимались вопросы об особых экономических зонах в РФ и перспективах их развития.

  

17 декабря было проведено профориентационное мероприятие «100 вопросов об экономике» с участием обучающихся Экономического лицея им. Г.В. Плеханова. Лицеисты подготовили разнообразные вопросы по экономической тематике. Встреча проходила по типу интервью, в котором респондентами являлись преподаватели кафедры (С.В. Мудрова, А.В. Кузнецов, Н.В Гоца, Е.Ю. Бурденко, Н.К. Гостиева, М.М. Рудковская, К.А. Корнеев, Е.Ю. Доценко, Е.В. Шавина, Л.В. Саргина, Н.Р. Амирова, В.Р. Горячева, И.С. Кришталь Игорь Семенович, Н.П. Ездина, Зейшли Джейкоб Рэндалл III), со стороны интервьюера команда 10 и 11 классов обучающихся лицея во главе с заместителем директора по воспитательной работе Сальниковой Натальей Альбертовной.

  

С приветственным словом выступили зав. кафедрой ПЭиЭН, к.э.н., доцент С.В. Мудрова, заместитель директора по воспитательной работе лицея РЭУ им. Г.В. Плеханова Н.А. Сальникова, модератор секции к.э.н., доцент кафедры Н.П. Ездина. 

  

Лицеисты подготовили разнообразные вопросы по экономической тематике. Спектр вопросов затрагивал:

- историческую тематику экономики: «Какой тип рынка наиболее выгоден для покупателя, а какой – для продавца? Первый известный закон о борьбе с этими финансовыми преступниками приняли в Древнем Риме в IV веке до н.э. Назовите этих людей».

- проблемы российской экономики: «Какие существенные недостатки можно наблюдать в экономической системе современной России? Каковы основные риски для экономической, политической и социальной систем России?»

- актуальные вопросы современного периода: «Какой самый плохой сценарий для мировой экономики в связи с пандемией и выборами в США? В какую вакцину от коронавируса выгоднее инвестировать: Спутник V или Pfizer?»

- вопросы из экономической теории: «Какой тип рынка наиболее выгоден для покупателя, а какой – для продавца? Из двух существующих противоположных ценовых стратегий «снятие сливок» и «проникновение на рынок» какую Вы считаете более выигрышной?»

- вопросы личного характера: «В каком возрасте вы начали интересоваться экономикой, с чего вы начинали? Каким был ваш путь в профессию? Кто из экономистов Вам импонирует? Почему?»

- вопросы об основных трендах в экономике: «Как наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы? Цифровая экономика-это один из секторов будущей экономики или это и есть будущая экономика?»

  

Многие вопросы вызывали бурные горячие обсуждения преподавателей с вовлечением в дискуссию обучающихся. Встреча была полезна как для обучающихся, так и преподавателей. Даже было озвучено желание обеих сторон сделать такие встречи регулярными. Модератор по завершении пригласила лицеистов к участию в ежегодной международной конференции «Горизонты России», проводимой кафедрой ПЭ и ЭН.

  

В этот же день прошел научный семинар д.э.н., профессора кафедры ПЭ и ИЭН Владимира Георгиевича Егорова на тему «Методология и методы исследований в экономике». В рамках семинара профессор Егоров остановился на том, как правильно выбрать тему исследования: она должна быть актуальной, значимой для практики, и давать возможность широкой исследовательской перспективы; отметил важность определения авторского ракурса исследовательской проблемы и необходимость изучения всей литературы по исследуемой теме, благодаря чему можно определить потенциал приращения научного знания. Также были затронуты такие важные аспекты проведения научного исследования, как определение спорных, нерешенных проблем, исключение псевдопроблемы, грамотное определение объекта и предмета исследования, формулировка цели и задач. Профессором было отмечено, что начинающий исследователь должен оперировать экономическими фактами, при сборе которых необходим критический подход. Однако не всегда есть необходимые факты и часто собираются факты, которые легче найти, извлечь. По его мнению, нужно погружаются в глубину исследуемого вопроса. В.Г. Егоров подробно рассказал об общих и специальных источниках экономического знания, методологических подходах и структуре экономического исследования.

  

Завершилась Неделя экономической науки 18 декабря лекцией доцента кафедры ПЭ и ИЭН Зейшли Джейкоба Рэндалла III на тему: «Советский эксперимент и актуальность марксистской экономической теории в XXI веке (на русском и английском языках)». Джейкоб обозначил угрозы международного конфликта и экологического коллапса, которые с каждым днем становятся все более серьезными. Именно в этом контексте все больше и больше людей ищут ответы за пределами неолиберализма. На лекции был рассмотрен опыт Советского Союза, первого в мире «социалистического общества», экономические неудачи которого были вызваны неспособностью преодолеть капиталистические императивы. В результате чего было трансформировано понимание капитализма, социализма и того, что они означают для современного мира.

  

Также 18 декабря состоялось закрытие Недели экономической науки, на котором заведующая кафедрой ПЭ и ИЭН Светлана Владимировна Мудрова подвела итоги прошедшей недели: «Недели экономической науки в университете должны стать традиционными интересными, межкафедральными мероприятиями, привлекающими талантливую молодежь - наш надежный резерв на пути научных свершений!»