Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation Linksnauchno-ekspertniy-sovet-budzhet

Состоялось заседание Научно-экспертного совета на тему «Федеральный бюджет Российской Федерации 2018-2020 гг. в фазе оживления экономики»
12 октября
Новости университета

10 октября 2017 г. состоялось заседание Научно-экспертного совета. Тема заседания: «Федеральный бюджет Российской Федерации 2018-2020 гг. в фазе оживления экономики». 

 

Выбор темы заседания был обусловлен преодолением национальной экономикой периода рецессии. Участники заседания обсудили такие ключевые вопросы, как: реалистичность макроэкономических индикаторов, на которых сформирован проект; наличие дополнительных резервов обеспечения его сбалансированности; обоснованность величины дефицита федерального бюджета на 2018-2020 гг., а также заложенные в него бюджетные и налоговые инструменты, в т.ч. по развитию человеческого капитала, способные сыграть положительную роль в возобновлении экономического роста.

 

Заседание открыл проректор по научной деятельности РЭУ им. Г.В. Плеханова Виталий Григорьевич Минашкин, отметивший, что обсуждение проектов федерального бюджета стало в Университете устоявшейся традицией.

 

Минашкин В.Г. отметил, что результаты обсуждения будут учтены в Заключении Университета на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», который будет представлен в Государственную Думу РФ.

 

С обстоятельным докладом по особенностям конструкции проекта федерального бюджета 2018-2020 гг. выступил заведующий кафедрой финансов и цен, д.э.н., профессор Слепов Владимир Александрович. Он обозначил нацеленность данного проекта на дальнейшую стабилизацию государственных финансов и повышение устойчивости федерального бюджета к сохраняющимся внешним рискам за счет дальнейшей минимизации бюджетного дефицита. Однако достижение успехов в сбалансированности федерального бюджета обеспечивается ценой сокращения его расходов, замораживания предусмотренных под них проектов, продолжением политики консолидации и централизации как бюджетных доходов, так и источников финансирования дефицита. 

 

Слепов В.А. определил в качестве идентичного кода проекта бюджета 2018-2020 гг. цены на нефть, нулевой дефицит и рост резервов. Выступление В.А. Слепова вызвало бурную дискуссию, в которой отразилась позиция Университета по негативному отношению к замораживанию расходов в проекте федерального бюджета и его ориентацию на продолжение политики жесткой бюджетной консолидации. 

 

Далее обсуждение продолжил заведующий научной лабораторией «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» к.э.н., доцент Домащенко Денис Викторович, который дал оценку целям денежно-кредитной политики Банка России и их отражение на параметрах проекта федерального бюджета. При этом отмечено, что в самой денежно-кредитной политике акцент Банком России сделан не столько на кредитном стимулировании национального бизнеса, сколько на обеспечении привлекательности процентных ставок для иностранных инвесторов.

 

Проблемы изменения акцизного налогообложения и их влияния на сбалансированность территориальных бюджетов обозначила главный научный сотрудник ИЭ РАН, д.э.н., профессор Лыкова Людмила Никитична. Она негативно оценила продолжающийся рост ставок акцизов и их перераспределение в пользу преимущественно федерального бюджета, что снижает базу по налогу на прибыль организаций как ключевого источника доходов бюджетов регионов.

 

Заведующая кафедрой Экономической теории д.э.н., профессор Устюжанина Елена Владимировна выступила с резкой критикой прогнозных параметров, на которых основан проект федерального бюджета. Показатели прогноза социально-экономического развития РФ, по ее мнению, не отражают реальности текущих тенденций экономического развития и подогнаны под целевые ориентиры дефицита дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета.

 

Завершила обсуждение к.э.н., доцент кафедры финансов и цен Чалова Алла Юрьевна, обобщившая ряд ключевых проблем обсуждаемого проекта, к которым отнесла сохранение достаточно консервативной структуры расходов федерального бюджета с преобладанием в ней расходов с относительно низким мультипликативным эффектом в отношении стимулирования роста экономики, увеличение значительного объема закрытых расходов федерального бюджета, в том числе, по разделам, где их доля должна быть минимальной. Чалова А.Ю. отметила, что реструктуризацию расходов федерального бюджета необходимо также увязывать с возможностями реализации сбалансированной бюджетной политики на региональном уровне, где адаптация к оживлению экономики происходит более медленно посредством значительного недофинансирования текущих и инвестиционных расходов и их резкого сокращения в будущие периоды. 

 

Заслушав и обсудив выступления, участники заседания выработали ряд рекомендаций по совершенствованию проекта федерального бюджета на 2018-2020 гг. в ходе его рассмотрения в первом чтении в Государственной Думе РФ.