Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation Linksizmeneniya-v-strukture

Студенты обсудили с проректором по учебно-методической работе ежегодное изменение структуры РЭУ им. Г.В. Плеханова
10 марта
Новости университета

​4 марта прошла встреча представителей Студенческого совета с проректором по учебно-методической работе Болвачевым А.И., и с директором центра координации и контр​оля учебного процесса​ Карасевым П.А., на которой обсуждался вопрос ежегодного изменения структуры университета.

 

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – современное крупное многопрофильное учебное учреждение, включающее головной вуз и 44 филиала. По итогам 2015 года контингент обучающихся в РЭУ в целом составил почти 73 000 человек, в том числе в головном вузе – свыше 26 тысяч человек и в филиалах -  46 700 чел., общее число преподавателей и сотрудников в головном вузе составило свыше 4 100 человек. Доходы университета за 2015 составили около 6 млрд. рублей.

 

В таком крупном учреждении, естественно, постоянно идут процессы, направленные на повышение эффективности деятельности и качества оказываемых услуг. Если в силу каких-либо причин деятельность какого-то филиала оказывается экономически неэффективной, принимается решение о ликвидации соответствующего филиала, поскольку мы не считаем возможным снижать уровень подготовки наших выпускников, что стало бы неизбежным следствием снижения расходов на образование в соответствующем филиале. 

 

Аналогичные изменения происходят и в головном вузе. После процессов объединения с двумя крупными вузами (РГТЭУ и МЭСИ) контингент студентов на московской площадке вырос больше чем в 2 раза (с 12 000 человек). Соответственно, более чем в 2 раза увеличился ежегодный выпуск студентов. В 2014 и 2015 годах обучение в РЭУ завершали около 6 000 человек ежегодно. Принимая в расчет снижение числа абитуриентов по стране в целом в силу демографических причин, которое прогнозируется вплоть до 2021 года, численность студентов РЭУ будет планомерно сокращаться, составив, по нашим прогнозам, к 2021 году примерно 15 000 человек приведенного контингента в головном вузе и около 2 800 преподавателей и сотрудников.

 

Прогнозируя динамику числа студентов и сотрудников, администрация университета также планирует и соответствующее изменение организационной структуры в части количества и размеров факультетов, кафедр и обслуживающих подразделений. Таким образом, изменение структуры является ежегодным планомерным процессом, в ближайшие 5 лет этот процесс будет направлен на укрупнение всех подразделений. Такие же процессы идут сейчас как в других московских вузах, так и в ведущих региональных вузах России. В частности, в Высшей Школе экономики это процесс получил название «создание больших факультетов», начался он в феврале 2014 и в настоящее время почти закончен. У нас в РЭУ, учитывая сроки произошедших реорганизаций, этот процесс идет практически с такой же скоростью и интенсивностью. 

 

Изменения организационной структуры согласовываются ректоратом с деканами руководителями кафедр и других подразделений и предлагаются на рассмотрение Ученого Совета. При согласии Ученого Совета, в состав которого входят представители факультетов, кафедр, научных и других подразделений университета, профсоюзов и студенчества, предложенные изменения вступают с силу. Соответствующее заседание Ученого Совета обычно проводится в апреле-мае каждого года. Изменения, касающиеся кафедр и иных подразделений, обычно вступают в силу с 01 сентября нового учебного года, а изменения, касающиеся факультетов – до начала летней сессии и приемной кампании, с тем, чтобы студенты могли спокойно сдать сессию и уйти на каникулы.

 

Механизм таких изменений давно отработан: студенты 1-3 курсов переводятся на соответствующие принимающие факультеты, студенты выпускных курсов проходят итоговую аттестацию на том факультете, на котором они начали обучение по программе выпускного курса.

 

Для студентов не происходит никаких изменений: ни форма обучения, ни название учебной программы (профиля, направления), ни стоимость обучения, ни учебный план – ничего не меняется. Поскольку расчеты числа бюджетных мест, планов набора и прочие вопросы, касающиеся контингента студентов, делаются в целом на направление, то при переходе программы с факультета на факультет никакие из указанных параметров не меняются, поскольку в целом по вузу эти параметры сохраняются. Никакие документы студентам, соответственно, переоформлять не нужно.

 

Поскольку сохраняются учебные планы переводимых программ, то сроки сессий, перечень предприятий для практики, перечень обязательных дисциплин и прочие предусмотренные учебным планом элементы сохраняются без изменений. Состав преподавателей, как правило, тоже сохраняется, поскольку он определяется не столько названием факультета, сколько содержанием конкретной образовательной программы.

 

Особо необходимо отметить, что НИЧЕГО не меняется в документе об образовании, который студент получит по окончании вуза. Утвержденная государством форма диплома предусматривает наименование вуза, наименование направления обучения, полученной квалификации. Факультет, на котором реализовывается программа, в дипломе не указывается, поскольку возможны варианты, что студент во время обучения переводился с факультета на факультет.

 

Однако, поскольку целью организационных изменений является повышение качества образования, всегда необходимо указать, какие преимущества получает каждый студент. 

 

Во-первых, всегда увеличивается перечень, из которого студенты могут выбирать дисциплины по выбору, при этом особое внимание уделяется увеличению перечня дисциплин по выбору, читаемых на английском языке. Это требование работодателей, которое мы учитываем в ходе структурных изменений.

 

Во-вторых, у каждого факультета существуют двусторонние договора о партнерстве с иностранными вузами. Раньше конкурс шел таким образом: сначала на факультете, а потом, если места для стажировок не были заняты студентами факультета, они шли в общий пул мест для студентов остальных факультетов. Сейчас студенты объединяемых факультетов получат соответственно, больше возможностей поехать именно в тот вуз, с которым их объединенный факультет имеет договор, при этом все возможности общего конкурса также сохраняются.

 

В-третьих, при структурных изменениях на факультетах удается добиться необходимых размеров учебных групп и потоков, то есть становится возможным реализовывать ВСЕ ФОРМЫ занятий, предусмотренные учебным планом, который включает групповые занятия, интерактивные формы, дискуссии, ролевые игры и так далее, для которых необходимо наличие определенного числа участников. Это также оказывает влияние на число и уровень приглашаемых гостевых преподавателей – иностранцев и практиков: более крупные потоки дают возможность факультету приглашать лучших (то есть, как правило, более дорогих) преподавателей. 

 

В-четверых, при принятии решения о переводе сотрудников деканатов принимаются в расчет отзывы студентов о качестве работы сотрудников.

Необходимо отметить, что в документе, который фиксирует отношения студента с вузом (путем подписания заявления о приеме на бюджетное место или заключения договора на обучение с оплатой) фиксируются параметры ПРОГРАММЫ обучения, которые остаются неизменными во время всего процесса обучения. Факультет в данном случае выступает исполнителем заключенного соглашения.​​​​

​