Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Skip Navigation Linksconference-modern-economics-2019

В РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялась X Международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития»
23 февраля
Научная жизнь

22 февраля 2019 года в РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялась X Международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития», приуроченная ко Дню рождения университета. Основной темой обсуждения стало рейтингование российских вузов: цели и результаты.

 

Конференцию открыл ректор университета Виктор Иванович Гришин, который рассказал о 112-летней истории университета, основных направлениях подготовки, позициях в российских и международных рейтингах. «На протяжении всех лет существования наш вуз считался довольно серьезным учебным заведением, был всегда в числе первых, и мы сегодня делаем всё возможное, чтобы поддерживать бренд университета по качеству образования и науки и занимать достойные места в рейтингах. На сегодняшний день роль рейтингов весьма высока: они касаются не только высших учебных заведений, но и страны в целом».

 

На заседании были подняты такие вопросы как:

- Рейтингование образовательных учреждений: за и против.

Российский и зарубежный опыт.

- Рейтингование отечественных вузов: мода или долговременная

стратегия?

- Что важнее: стратегия, ориентированная на рейтинг, или рейтинг,

измеряющий достижение стратегических целей?

- Правильно ли на основе критериев рейтингования вузов строить

рейтинги их подразделений и сотрудников?

- Чего «не видят» рейтинги и нужно ли это «видеть»?

 

Пленарная дискуссия началась с выступления проректора по развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Александровича ШТЫХНО, который в своём докладе «Влияние рейтингов на внутренние процессы в вузах» рассказал какие рейтинги наиболее интересны родителям и абитуриентам, по каким критериям создается целевая модель кадрового состава в вузе, продемонстрировал целевые индикаторы развития университета, направленные на соответствие некоторым требованиям рейтингов. «Рейтингование влияет на работу университета, оно не является доминантой, однако вносит свои коррективы в принципы отбора преподавателей и качество учебного материала», – отметил проректор.

 

Надежда Александровна ПОЛИХИНА, руководитель проектного офиса Проекта «5-100», и. о. директора ФГАНУ «Социоцентр» представила доклад «Необходимые условия и новые возможности для повышения конкурентоспособности российских университетов», в котором представила сравнительный анализ показателей российских и зарубежных вузов в различных рейтингах, сообщила о способах повышения конкурентоспособности российских вузов на мировой арене, а также рассказала о важнейших условиях участия в рейтинговании.

 

О скрытых угрозах одномерных рейтингов рассказал член-корр. РАН, профессор, заместитель научного руководителя ЦЭМИ РАН Георгий Борисович КЛЕЙНЕР, отметивший, что каждый университет – это отдельная вселенная, которую нельзя оценивать по одному из критериев: «Не зря слово университет имеет общий корень со словом «universe», т.е. вселенная. Каждый вуз – это отдельная вселенная, имеющая свою миссию и способы её выполнения».

 

Дмитрий Игоревич КАБАЛИНСКИЙ, заместитель генерального директора ОАО «РАЭКС-Аналитика», член совета директоров АО «Эксперт РА» рассказал об особенностях и ограничениях рейтингования университета, видах рейтинга, критериях измерения, их направленности, а также сообщил результаты исследования на тему «Что должен измерять рейтинг?», которое основано на интервью с ведущими работодателями и ректорами лучших вузов России. Так было выделено 7 критериев оценки: качество образования (а не цитируемость), глобализация, доступность образования, новые технологии обучения, баланс между доступностью и качеством образования, развитие интеллектуальной среды и самоидентификация.

 

О необходимости альтернативных методов рейтингования вузов по наработкам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации сообщил проректор по стратегическому развитию и практико-ориентированному образованию Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Николаевич ЗУБЕЦ. «На сегодняшний день родителей абитуриентов рейтинги интересуют не в первую очередь. Более важным является возможность трудоустройства после обучения, перспективы карьерного и размер заработной платы. Поэтому должен существовать такой рейтинг, который будет включать в себя все эти критерии сразу».

 

Заместитель проректора по магистерским и международным программам, начальник стратегического управления Московского государственного института международных отношений МИД России Елена Николаевна КОЛЕСНИКОВА выступила с докладом «Оценка отраслевых университетов в мировых рейтингах», в котором рассказала о рейтинговании узконаправленных вузов, подведомственных не министерству образования.

 

О рейтинговании региональных вузов рассказал ректор Уральского государственного экономического университета Яков Петрович СИЛИН, который подчеркнул необходимость создания рейтингов именно для региональных учебных заведений, так как у них совершенно другие возможности и цели.

 

Генеральный директор Рейтингового Агентства Round University Ranking, редактор Международного рейтинга вузов Round University Ranking Олег Николаевич СОЛОВЬЕВ представил идею создания «Рейтинга будущего», целью которого будет подбор «университета мечты» абитуриента на основе его персональных данных, выгруженных в сеть (им самим).

 

О влиянии рейтингов на повышение академической репутации университетов на примере РУДН рассказала начальник отдела рейтингов Российского университета дружбы народов Кристина Юрьевна КЕРДИВАР.

 

В завершение заседания выступил директор по связям с Россией и странами СНГ Китайской международной ассоциации по связям с общественностью (CIPRA), профессор Университета Цинхуа Сунь ЮЭ, рассказавший о китайском опыте рейтингования образовательных учреждений. 

 

По результатам конференции будет выпущен сборник научных материалов, в который войдут основные выводы и рекомендации по рейтингованию высших учебных заведений.