Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

1703_oooo.plus.pngОльга Шеметкова, декан Финансового факультета

Образовательное сообщество прямо сейчас проживает удивительное время. Так много и часто мы говорили об онлайн обучении, так подробно обсуждали цифровизацию всего и вся… И вот пришло время, когда весь накопленный опыт пришлось срочно и безоговорочно внедрять, чтобы противостоять пандемии.

Сейчас, спустя почти месяц от повсеместного перехода на дистанционное обучение в школах, колледжах и вузах, можно подвести некоторые промежуточные итоги. Прежде всего, техническая сторона вопроса – как ни странно, оказалась наименее сложной частью проблемы. Обилие мессенджеров, платформ и площадок для вебинаров, в том числе и бесплатных, позволяет любому учреждению при наличии интернета решить вопрос двусторонней передачи образовательного контента. Если не усложнять себе задачу вопросами идентификации обучающихся  и отслеживания списывания, можно считать  проблему в целом решенной на данный отрезок времени.

Переход на всеобщее дистанционное обучение неожиданно выявил целый ряд сопутствующих личностных и социально значимых проблем. Прежде всего, преподавателям оказалось непросто самоидентифицироваться в цифровой среде. Они оказались не в состоянии трезво оценить объемы  домашних заданий и разделов для самостоятельного изучения. Осознание того, что все студенты дома и обладают массой свободного времени, породило ненормируемый, а порой просто неадекватный размер выдаваемых работ и заданий.

Другой парадокс нынешней ситуации в том, что преподаватели в возрасте, по-видимому,  опираясь на техническую поддержку близких, более четко и аккуратно работают в дистанционной среде, нежели их молодые коллеги.  Этот факт, скорее, неожиданный для модераторов онлайн обучения и админов.

Но самым главным негативом у преподавателей стала невозможность разделения работы  и личного пространства, семьи. Это породило всеобщее чувство незащищенности перед внешним миром, уязвимости и слабости: ведь любой  теперь может заглянуть на ваши занятия,  изучить ваш быт и домашние привычки.

С одной стороны, студентам нравится, что преподаватели стали доступны круглосуточно и расположены к живому диалогу. Ряд ярких профессионалов, обладая теперь сэкономленным на дороге на работу временем, активно общается с обучающимися вне сетки расписания, проводя, например,  целые дискуссии по современным проблемам финансов. Однако полностью заменить учебный процесс онлайн обучением невозможно, теперь это ясно понимают самые яростные апологеты дистанционных технологий. Каждый из нас наверняка помнит своих учителей и наставников, общение с которыми стало ярким и в чем-то даже переломным. Процитирую великого педагога К.Д.Ушинского: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».  Иными словами, личность воспитывается личностью.

Утрата живого общения – вот главная и трудновосполнимая потеря нынешнего отрезка времени. Кто бы мог подумать еще полгода назад, что студенты будут скучать по ранним подъемам и звонкам на занятия, а преподаватели – по потраченному на дорогу с работы времени и четкому графику жизни. Мы вновь начинаем ценить радость каждодневных встреч и четкость утвержденных аудиторий в  расписаниях занятий и пересдач.

«Высшее образование – это общение», философски сформулировал как-то Петр Авен. В нынешних условиях самоизоляции и цифровых аватаров трудно не согласится.


cherednichenko.jpegОлег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории

Дистанционный учебный процесс в Университете организован через удаленный доступ к серверу 1С LMS, в котором есть возможность организации чата со студентами. Это удобный инструмент, позволяющий «увидеть» присутствующих на занятиях студентов. Также этот ресурс позволяет направить до семинара материалы для изучения. В ходе проведения семинаров в данной системе имеется удобный режим «вопрос-ответ».

Для большего удобства при проведении семинаров, со студентами мы выбрали ресурс Discord. Есть возможность также использовать другие популярные мессенджеры.

По опыту уже проведенных семинаров, так же хочется отметить, что используя симбиоз чата Университета и один из ресурсов видеочата можно, практически, без потерь проводить удаленно занятия со студентами.

Сложившаяся ситуация создаст дополнительную возможность для развития новых образовательных технологий и открывает нам новые возможности, и это несомненный плюс.

 

 

ordov.jpgКонстантин Ордов, профессор кафедры финансового менеджмента

Плановый переход российской высшей школы к стандартам "Университета 3.0" приобрел авральный характер. Цифровизация учебного процесса в Плехановском университете началась уже давно, поэтому весь массив исходных лекционных и практических материалов в электронной форме уже накоплен практически по всем дисциплинам.

Ведущие преподаватели Университета относительно легко перешли на дистанционную форму обучения, обеспечив соблюдение противоэпидемических требований без потери качества обучения по конкретным дисциплинам. В настоящее время этого эффекта позволяет добиться широкий спектр программных продуктов. В нашем Университете обучение ведется через специализированную платформу 1C LMS.

Непривычный формат занятий требует адаптационного периода как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и со стороны студентов. Но прогресс не заставит себя ждать. Убежден, что многие из нас сумеют открыть для себя все преимущества цифровизации и уже не захотят вести занятия по-старому.

Тренд на цифровизацию образования в мире становится мейнстримом, обеспечивающим подготовку молодых высококвалифированных кадров для цифровой экономики будущего, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, полученными, в частности, в процессе обучения в РЭУ.

 

 

lebedinskaya.jpgОльга Лебединская, доцент кафедры статистики

На мой взгляд, конечно, эффективность аудиторных занятий гораздо выше. Но, когда речь идёт о здоровьесбережении, мы переходим на дистанционные формы. Наиболее удобными в данном случае становятся вебинары для лекций и 1C LMS для занятий семинарского типа. Университетская платформа интуитивно понятна как преподавателю, так и студенту. Большой плюс-прозрачность подсчета полученных баллов. Весь материал для подготовки под руками, доступен с любой точки подключения. Можно не опасаться его потерять, случайно удалить. Несомненный плюс системы-это повышение организационной дисциплины и минимизация конфликтных ситуаций, так как цифровой след есть всегда.


 

 

 

 

  

perepelkin.jpgНиколай Перепелкин, доцент кафедры маркетинга

Процесс обучения — это непрерывный процесс получения знаний и опыта. Тот опыт, который получают сейчас наши студенты, а вместе с ними и преподаватели уникален по своей сути. И даже не столько самой формой дистанционного обучения, которая не является для нас чем-то новым, а своими масштабами — в РЭУ обучаются несколько десятков тысяч студентов, и наша главная задача - обеспечить непрерывность этого процесса, без потери качества образования, которое всегда было и остается приоритетом Университета. 

Исходя из поставленных задач, каждый преподаватель вместе со своими студентами выбирает наиболее удобный и эффективный способ дистанционной коммуникации. Для этого мы используем как обширные ресурсы самого университета – электронную образовательную среду и электронную библиотечную среду, так и все доступные сторонние сервисы для организации индивидуальных и групповых занятий, наиболее подходящих для задач каждого конкретного занятия. 

К услугам студентов и преподавателей – собственные программные разработки университета для удаленной работы, лекции в формате вебинаров с возможностью контроля присутствия, вопросов и последующих просмотров записанных лекций, удаленная работа над кейсами и заданиями с онлайн консультациями с использованием специальных программ для дистанционного обучения. По опыту, самой оперативной и довольно эффективной представляется работа с использованием современных мессенджеров — у меня, например, с каждой из студенческих групп созданы специальные чаты в популярном мессенджере, где мы оперативно можем обсуждать любые вопросы касающиеся полученных заданий или пройденного материала, а также просто поддержать друг друга советом или добрыми пожеланиями в это напряженное время. Одной из главных задач нам также видится моральная поддержка наших студентов, ведь некоторые из них приехали к нам учиться из других стран и находятся вдали от своих семей, поэтому особенно нуждаются в дружеском слове, совете или помощи.

  


Равиль Ахмадеев, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

Непрерывность процесса обучения для нынешнего поколения с помощью современных цифровых решений – необходимое решение не только сегодняшнего дня. Например, во многих зарубежных вузах именно данный подход является основным: студент больше занимается собственным развитием, у него имеется дополнительное время, которое он может направить на изучение смежных дисциплин (дополнительное образование), к тому же он получает гораздо больше информации.

С прошлой недели практическое применение в нашем Университете цифровых подходов в образовательном процессе позволило не остановить процесс обучения и это очень важно! Можно отметить, что с помощью вебинаров и 1С LMS преподаватель, по сравнению с традиционной системой, предоставляет гораздо больше информации. Кроме того, в режиме форума охватываются 100% обучающихся. Метод преподавания на основе вебинаров уже длительное время применяется преподавателями РЭУ при проведении занятий для студентов Улан-Баторского филиала и объем предоставляемой информации им гораздо шире, это известный факт.

Из положительных моментов можно так же отметить продолжительность хранения необходимой для освоения студентами информации в системе LMS, если в текущий момент времени не было возможности ее изучить. В данном случае информация не теряется и не забывается.

В качестве дополнения (как и раньше) для саморазвития студент может воспользоваться бесплатно открытыми библиотечными ресурсами не только в электронной библиотеке РЭУ - НИБЦ имени Л.И. Абалкина, а также, например, данными порталов Znanium.com, Юрайт и т.д.



1802_oooo.plus.png
Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга

Как обеспечить почти 100% посещение занятий?! Вывести их в современное digital пространство, знакомое и понятное современной молодежи. Наши студенты с энтузиазмом восприняли переход занятий в дистанционную форму.

Хотелось бы поделиться отзывами моих студентов о прошедших дистанционных занятиях:

- Иностранный студент финансового факультета из республики Кот-д’Ивуар отметил, что он «прекрасно понимал преподавателя, следовал за его мыслью, воспринимал информацию в моменте ее подачи, без задержек».

- Студентам-практикам с факультета ФДО особенно понравилась командная работа, когда помимо контакта с преподавателем в скайпе, нужно было оперативно поделиться на команды через другие коммуникационные платформы и выполнять творческие задания. Вся группа была рада новому полученному опыту. Стоит отметить «невероятный командный дух, вовлеченность всех участников в процесс. Все думали над заданиями и учились - слушать каждого участника своих команд, понимания законы маркетинга на практике».

- Самым главным результатом одной из лекции по кросс-культурным бизнес-коммуникациям явился отзыв магистра, работающего в крупной иностранной компании: «Я начал стараться переводить напряженную атмосферу конфликта в дружелюбную. Теперь, когда кто-то совершает ошибку, я стараюсь сглаживать такие ситуации».

В завершении хотелось бы вспомнить восточную мудрость, которая гласит: «Спроси себя, кем ты хочешь быть: правым или сохранить мир в отношениях?». Новые условия учат нас сохранять мир и спокойствие, но при этом продолжать вдохновлять и исследовать новые интересные средства подачи материала. Я считаю, у нас это получилось.



1841_oooo.plus.pngИгорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики

Дистанционное образование – это новый и достаточно интересный вызов как для преподавателей, так и для студентов. Современные методики образования во многом рассчитаны на активное участие студентов в рабочем процессе, их работу над анализом деловых ситуаций, активное взаимодействие с преподавателем на лекции, подготовку своих материалов. При достаточно резком переходе на дистанционные форматы образования необходимо сохранять этот подход. Теперь сознательность, творческий подход и вовлечение нужны не только от преподавателя, но и от студентов, которые вместо живого человека, видят, зачастую, лишь экран ноутбука или планшета и, учась из дома, может возникнуть соблазн всё это делать расслабленно, спустя рукава.

С переходом на дистанционную форму обучения, у преподавателей нашей кафедры была возможность попробовать несколько рабочих инструментов для организации качественной работы со студентами онлайн. Здесь сразу возникли вопросы применимости тех или иных сервисов для конкретных задач преподавателя. Мы остановились на использовании платформы Microsoft Teams. Она создавалась под организацию больших удаленных команд и проектов и содержит в себе достаточно богатый, при этом разумно организованный функционал. Для меня удобство этой платформы заключается в том, что я могу в любой момент получить ответ от студентов на заданный вопрос. Я использую виртуальную доску для рисования, на которой могу писать я и студенты, а также групповые видеозвонки. Данные технологии помогают поддерживать высокое качество образования в Плехановском университете в сложившейся ситуации, а со временем, когда программы образования будут адаптированы под дистанционный формат, мы сможем ещё продуктивнее работать со студентами для подготовки их к новым условиям работы и предпринимательской деятельности.



1161_oooo.plus.pngИрина Скоробогатых, заведующая кафедрой маркетинга

Переход университета на дистанционное обучение поставил перед нами новые вызовы и задачи. Преподаватели быстро осваивают все возможные платформы для коммуникации со студентами, пересматривают материалы по дисциплинам. Происходит адаптация к проведению занятий в непривычных условиях. Самое главное - это планирование занятий, в которых должны комбинироваться лекция и оперативный опрос студентов с помощью чата и возможностью предоставления права ему высказать свое мнение, ответить на вопросы по теме.

Для занятий со студентами я использую комбинацию сервисов как университетских, так и внешних  для более эффективного процесса обучения. Вчера проводила вебинар – лекцию для студентов МШБиМЭ с помощью платформы Webinar.ru. Была заметна активность студентов, они задавали вопросы в чате, и в свою очередь отвечали на мои. По завершению лекции  статистика сервиса показала активность 75% из присутствующих на занятии. Представляется, что это хорошие показатели.

Хочу сказать о студентах, об их понимании сложившихся условий и отношении к происходящему. На мой взгляд, новая реальность для большинства ребят стала новым вызовом и разбудила новый интерес. Представители нового поколения проявляют интерес к новым формам и форматам занятий, добровольно помогают преподавателям осваивать технические возможности сервисов, которые сами изучают по большей части интуитивно. Спасибо им большое за это.

С моими коллегами на курсе «Маркетинговые исследования» со 2 курсом факультета МШБиМЭ обучение проходит на английском языке, студенты проявляют небывалую активность, инициируя консультации с преподавателями по курсовым работам и по исследовательским проектам.

Так же, хочу сказать спасибо всем сотрудникам, задействованным в организационной работе по переходу на дистанционную форму обучения в нашем Университете, за их оперативную и слаженную работу.  На мой взгляд, именно такой подход и поможет нам всем не просто пережить эти сложные времена, но и изучить, проанализировать практику новых форм проведения занятий, взаимодействия с группами и студентами, организации контроля студентов, их активности по выполнению заданий и освоению дисциплин.