Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Экспертное мнение Елены Устюжаниной в журнале «Профиль»

  • Эксперт:
    Е. В. Устюжанина
  • Источник (СМИ):
    «Профиль»
  • Дата публикации в СМИ:
    22 мая 2020

Зачем корпорации Boeing понадобились секреты производства «кукурузника»

Будущее украинского авиапрома связано с Boeing. По словам посла Украины в США Владимира Ельченко, существует запрос на коммерческие большегрузные самолеты. Если американская корпорация решит занять свою долю на рынке, то украинская госкомпания «Антонов» может многое предложить. Для этого может быть создано совместное предприятие между «Антонов» и Boeing. Насколько серьезны эти планы – выяснял «Профиль».

Ответ на вопрос, подпишут ли Boeing и «Антонов» соглашение о сотрудничестве, следует дать утвердительный. Подпишут. Но дьявол, как всегда, скрыт в деталях. Вернее, в общей стратегии развития американской корпорации. Boeing собирает вокруг себя облако компаний-сателлитов, но лишь затем, чтобы не дать им возможность полноценно сотрудничать с другими крупными игроками авиастроительного рынка.

Ко всему прочему американская корпорация находится не в лучшей форме, чтобы вкладывать деньги в проекты в других странах. Репутация и финансовое положение подорваны чередой скандалов вокруг самолета Boeing 737 MAX 8.

Напомним, 29 октября 2018 года авиалайнер индонезийской компании Lion Air, вылетевший из Джакарты, через 13 минут после взлета упал в море. Жертвами крушения стали 189 человек.

В марте 2019 года Boeing 737 MAX 8 эфиопского авиаперевозчика Ethiopian Airlines, на борту которого находились 157 человек, потерпел крушение недалеко от города Дэбрэ-Зэйт. Обе катастрофы были вызваны конструктивными недоработками.

Boeing 737 выпускается уже 40 лет и стал самым массовым самолетом корпорации. В новой серии MAX разработчики сумели добиться значительной экономии топлива – на 14%. Для чего заменили двигатели на более мощные и эффективные, с увеличенным диаметром турбины.

Однако нарушилась центровка и отработанная за десятилетия машина приобрела скверную «привычку» – самопроизвольно задирать нос в полете. Чтобы не переделывать фюзеляж, конструкторы доверились компьютеру. Система MCAS, как выяснилось, не всегда работала корректно, что и привело к двум авиакатастрофам.

После трагедии в Джакарте около 20 стран закрыли свою территорию для Boeing 737 MAX 8, компании приостановили их эксплуатацию и отказались от покупки новых самолетов. На складах скопилось около 200 машин, которые корпорация не может передать заказчикам.

Непосредственные финансовые потери Boeing, связанные с авиакатастрофами, оцениваются в $18,7 млрд, включая $10,3 млрд, которые направлены на исправление дефекта самолета. Кроме того, корпорация учредила фонд в $100 млн для компенсационных выплат семьям жертв катастроф.

Но главные издержки носят долгосрочный характер, и оценить их масштаб труднее. Последние 30 лет мировой рынок гражданских самолетов был поделен между небольшим числом игроков. Доминируют американский Boeing и европейский Airbus, которые на двоих контролируют более 80% этого рынка. Теперь корпорации США придется уступить конкуренту часть своей доли.

Это уже происходит. В мае этого года портфель заказов Boeing сократился до 4834 самолетов по сравнению с 5049 в марте. На этом фоне портфель заказов Airbus в апреле вырос на 9 самолетов и теперь составляет около 7,5 тысяч.

Падения коронавируса вынудила американскую корпорацию приостановить работу нескольких своих предприятий. При таком раскладе операция по спасению украинского авиапрома, представленного госпредприятием «Антонов», явно не будет для Boeing приоритетом.

Подробнее читайте здесь


Перейти к списку экспертных мнений