Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Российский экономическийУНИВЕРСИТЕТ
имени Г.В. Плеханова

Основан в 1907 году

Перейти вверх

Комментарий Александра Перенджиева в АЭИ Прайм

  • Эксперт:
    А. Н. Перенджиев
  • Источник (СМИ):
    АЭИ Прайм
  • Дата публикации в СМИ:
    15 февраля 2016

​Москва и Киев вступили в «войну грузовиков»

Украина заблокировала проезд российских фур по своей территории до тех пор, пока РФ не предоставит объяснений по поводу аналогичного запрета на перемещение украинских грузовых автомобилей.

Ранее, не договорившись об условиях грузового транзита с Польшей, Россия начала активно использовать маршрут через Закарпатье. Однако на прошлой неделе украинские националисты заблокировали там сотни российских фур. Позже к этой акции присоединились еще десять областей на западе и севере Украины. В настоящее время украинская сторона начала пропускать наши грузовики в Белоруссию, откуда они смогут вернуться домой.

В ответ Россия, по данным Ространснадзора, задержала 152 грузовика, которые принадлежат украинским перевозчикам. Все фуры помещены на специализированную стоянку. На данный момент РФ пропускает лишь украинские фуры, следующие транзитом в Казахстан.

ЕС – наш партнер №1 по объемам товарооборота. Однако доля автомобильных грузоперевозок сравнительно невелика. "Основная торговля осуществляется через контейнерные терминалы в Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Новороссийске и др., а фуры перевозят десятикратно меньшие объемы", - рассказал гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

По его словам, автомобильными перевозками сейчас занимаются в основном из-за упрощенного прохождения таможенного контроля, и преимущественно те, кто делает это еще с 90-х годов, когда альтернативы попросту не было. Еще в середине 2000-х годов отказаться от фур было бы проблемой, но сейчас в морских портах много свободных мощностей, экспедиторов, транспорта для погрузки. Инфраструктура контейнерных перевозок значительно улучшилась, и затраты на них вполне сопоставимы с автомаршрутами. Перевести туда весь объем, полностью отказавшись от автотранспорта, вполне возможно. Может быть, на несколько дней вырастут сроки поставки, но это зависит от организации логистики.

Кроме того, между РФ и ЕС развиты железнодорожные маршруты грузоперевозок, которые пока функционируют без изменений. Можно также искать альтернативных белорусских или прибалтийских перевозчиков.

Однако сама по себе быстрая переориентация на другие маршруты стоит денег. "Она автоматически ведет к удорожанию стоимости транспортировки еврофуры на 300-500 евро", - считает генеральный директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов. По его мнению, ситуация негативно отразится на всех перевозчиках, но больше всего пострадают украинские компании.

Проблемы коснутся главным образом тех, чьи машины уже находятся в рейсе или полностью к нему готовы. Для них остается автомаршрут через страны Балтии и Финляндию, а далее паромы. Этот вариант существенно дольше по времени и дороже, кроме того, трафик здесь перегружен.

Одним из вариантов решения конфликта эксперты называют посредничество ВТО. В Киеве считают, что Россия нарушила правила этой организации, ограничив транзит украинских фур. Москва придерживается противоположного мнения. "Мы не принимаем решений, которые противоречат нашим обязательствам", - заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков.

Однако вероятность позитивного вмешательства ВТО невысока. "Со стороны организации будет лишь имитация деятельности, с большой долей вероятности она предложит участникам конфликта самим разбираться", - полагает доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Перенджиев. По его мнению, наиболее эффективной стала бы попытка решить данный вопрос на уровне Евросоюза, однако здесь тоже необходима политическая воля.

Подробнее читайте здесь

Перейти к списку экспертных мнений