Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Российский экономическийУНИВЕРСИТЕТ
имени Г.В. Плеханова

Основан в 1907 году

Перейти вверх

Экспертное мнение Татьяны Чалых ​на портале «Роскачества»

  • Эксперт:
    Т. И. Чалых
  • Источник (СМИ):
    «Роскачество»
  • Дата публикации в СМИ:
    15 января 2021

Как часто покупатель переплачивает за воздух?

Нидерландская ассоциация потребителей Consumentenbond проверила, насколько объем товара соответствует размеру упаковки, и выяснила, что в половине случаев как минимум 50% пространства в коробке занимает воздух. Это не только вводит покупателя в заблуждение, но и приводит к увеличению объема мусора, который загрязняет планету.

В 10 из 40 проверенных товаров пустота занимала 75% и более! Например, коробки с сухими завтраками обычно заполнены хлопьями в лучшем случае наполовину – так создается иллюзия, что внутри продукта больше, чем на самом деле. В такой же уловке уличены средства для укладки волос Taft и зубная паста Colgate. В упаковке капсул для стирки Lenor All in 1 пусто на 67%. Крем Naturally Good от Nivea продается в пластиковой баночке с двойным дном, утолщенными стенками и крышкой толщиной полсантиметра – в итоге пластика оказывается больше, чем крема. Сама коробка вдвое больше баночки.

Татьяна Чалых, профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор химических наук:

Согласно ГОСТ 8.579-2019 «Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при производстве, расфасовке, продаже и импорте», упаковка должна на 70% быть заполнена товаром. В противном случае ее можно считать фальшивой. На практике производитель действительно неоправданно увеличивает объем так называемой вторичной упаковки (например, картонной коробки для тубы зубной пасты), потому что соответствие ГОСТ 8.579 – дело добровольное. 

В итоге, если рассчитать отношение массы всей упаковки к объему товара, то получается 1:2, 1:5 или даже 1:10. Один известный бренд парфюмерии имел соотношение 1:27. Естественно, завышенный объем упаковки создает завышенные ожидания по объему содержимого.

Иногда производители незаметно снижают объем продукта, оставляя упаковку и стоимость товара прежними. Такой прием называется «даунсайзинг». Например, в литровую бутылку молока наливают не 1000, а 900 мл.

Справедливости ради нужно сказать, что многие участники рынка заинтересованы в уменьшении массы и объема упаковки, поскольку это важно для снижения, например, затрат на логистику. Никто не заинтересован в том, чтобы возить воздух.

В некоторых случаях большая упаковка является технически обоснованной. Например, пачки чипсов такие «раздутые» потому, что в них создается особая газовая атмосфера, которая находится под давлением. Это позволяет сохранить хрупкий, ломкий продукт, газ также защищает его от порчи. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, является ли упаковка избыточной.

Стоит понимать, что упаковка всегда удорожает продукт. В цену товара входит ее стоимость: и материалы, и работа маркетологов, которые трудились над тем, чтобы сделать упаковку такой привлекательной. Товар на развес выходит дешевле, плюс можно использовать свою тару. 

Подробнее читайте здесь

Перейти к списку экспертных мнений