Ключевые особенности подготовки кадров обсудили на стратегической сессии Международного форума «Биоэкономика» в Плехановском университете
26 сентября 2025
Стратегическая сессия «Кадры для биоэкономики» Международного научно-практического форума Плехановского университета «Биоэкономика-2025» предоставила ведущим специалистам отрасли возможность обсудить актуальные вопросы образования и развития профессиональных компетенций в этой сфере. Эксперты затронули современные подходы к обучению специалистов, определили ключевые потребности рынка труда, уделили внимание механизмам взаимодействия академического сообщества и индустрии.
Междисциплинарность формируемой биоэкономики диктует потребность в создании определённой методологии и системы качественной подготовки специалистов для «высокотеха» в целом, – отметила модератор заседания, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Титова. Спикеры уделили большое внимание формированию новых подходов подготовки специалистов в рамках новой системы образования РФ.
Различные подходы к изучению биоэкономики представил в своём выступлении первый проректор Тюменского государственного университета Андрей Толстиков. По мнению эксперта, междисциплинарные знания должны быть связаны с использованием биоразнообразия и новейшими методами его мониторинга, подчеркнул важность глубокой коммуникации с экспертами в различных областях.
Доклад о том, как выстраивается взаимодействие государства, вузов и бизнеса в части подготовки кадров для химической отрасли, представил директор Центра опережающей подготовки и переподготовки кадров по направлению новых материалов и химии Фархад Рагимов. Спикер сосредоточился на задачах, которые стоят перед Центром в рамках федерального проекта «Новые материалы и химия». Приоритеты – закрыть кадровый дефицит, обновить профессиональные и образовательные стандарты. Докладчик подчеркнул значимость работы вузов с предприятиями.
В настоящее время университеты становятся участниками процесса создания инновационных решений. Драйверами развития биоэкономики в том числе являются пищевые биотехнологии, — сказал директор Института прикладной биотехнологии и пищевой инженерии имени академика РАН И.А. Рогова Российского биотехнологического университета Дмитрий Куликов. Докладчик обозначил ключевые вызовы развития технологий в России и представил методы их решения, отметив, что чёткое разделение специалистов на химиков, биологов и инженеров тормозит инновации. Ответами на вызовы в сфере нехватки кадров являются опережающая и целевая подготовка, привлечение индустрии к образовательному процессу, введение проектно-ориентированного и интегрированного (модульного) образования.
Борис Кареткин, доцент кафедры биотехнологии РХТУ им. Д.И. Менделеева, сообщил, что прохождение практики является важным этапом обучения студентов. Он обозначил ключевые направления деятельности кафедры биотехнологий и подчеркнул, что студенты активно вовлекаются в учебный процесс. Практические знания обучающиеся получают в том числе посещая промышленные предприятия партнёров вуза. Такие учебные экскурсии позволяют понять, как устроена работа на производстве.
Всеволод Кулишов, менеджер по качеству X5 Group, подчеркнул необходимость формирования комплексной модели знаний: важно не только обучить специалиста конкретной профессии, но и развивать у него социальные навыки — умение работать в коллективе и добиваться результатов.
Валентина Дианова, декан Высшей инженерной школы «Новые материалы и технологии» (факультета) РЭУ им. Г.В. Плеханова, отметила, что современные университеты стремительно реагируют на происходящие изменения и активно внедряют сетевые программы для обучения студентов. Образование в биоэкономике должно соответствовать приоритетам государственной политики Российской Федерации по достижению научно-технологического лидерства, учитывая глобальные вызовы, национальные приоритеты и потенциал России, – подчеркнула Валентина Дианова. Она также обозначила необходимость равномерной и справедливой трудовой нагрузки преподавателей, студентов и научных сотрудников вузов для поступательного достижения поставленных целей.
В заключительном выступлении Екатерина Титова представила разработки Плехановского университета по организации подготовки кадров в биоэкономике.
Стратегическая сессия позволила обменяться опытом между вузами, научными организациями и бизнесом для создания эффективной системы подготовки кадров для биоэкономики как надотраслевой системы.
Спикерами сессии стали:
В дискуссии приняли участие:
Междисциплинарность формируемой биоэкономики диктует потребность в создании определённой методологии и системы качественной подготовки специалистов для «высокотеха» в целом, – отметила модератор заседания, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Титова. Спикеры уделили большое внимание формированию новых подходов подготовки специалистов в рамках новой системы образования РФ.
Различные подходы к изучению биоэкономики представил в своём выступлении первый проректор Тюменского государственного университета Андрей Толстиков. По мнению эксперта, междисциплинарные знания должны быть связаны с использованием биоразнообразия и новейшими методами его мониторинга, подчеркнул важность глубокой коммуникации с экспертами в различных областях.
Доклад о том, как выстраивается взаимодействие государства, вузов и бизнеса в части подготовки кадров для химической отрасли, представил директор Центра опережающей подготовки и переподготовки кадров по направлению новых материалов и химии Фархад Рагимов. Спикер сосредоточился на задачах, которые стоят перед Центром в рамках федерального проекта «Новые материалы и химия». Приоритеты – закрыть кадровый дефицит, обновить профессиональные и образовательные стандарты. Докладчик подчеркнул значимость работы вузов с предприятиями.
В настоящее время университеты становятся участниками процесса создания инновационных решений. Драйверами развития биоэкономики в том числе являются пищевые биотехнологии, — сказал директор Института прикладной биотехнологии и пищевой инженерии имени академика РАН И.А. Рогова Российского биотехнологического университета Дмитрий Куликов. Докладчик обозначил ключевые вызовы развития технологий в России и представил методы их решения, отметив, что чёткое разделение специалистов на химиков, биологов и инженеров тормозит инновации. Ответами на вызовы в сфере нехватки кадров являются опережающая и целевая подготовка, привлечение индустрии к образовательному процессу, введение проектно-ориентированного и интегрированного (модульного) образования.
Борис Кареткин, доцент кафедры биотехнологии РХТУ им. Д.И. Менделеева, сообщил, что прохождение практики является важным этапом обучения студентов. Он обозначил ключевые направления деятельности кафедры биотехнологий и подчеркнул, что студенты активно вовлекаются в учебный процесс. Практические знания обучающиеся получают в том числе посещая промышленные предприятия партнёров вуза. Такие учебные экскурсии позволяют понять, как устроена работа на производстве.
Всеволод Кулишов, менеджер по качеству X5 Group, подчеркнул необходимость формирования комплексной модели знаний: важно не только обучить специалиста конкретной профессии, но и развивать у него социальные навыки — умение работать в коллективе и добиваться результатов.
Валентина Дианова, декан Высшей инженерной школы «Новые материалы и технологии» (факультета) РЭУ им. Г.В. Плеханова, отметила, что современные университеты стремительно реагируют на происходящие изменения и активно внедряют сетевые программы для обучения студентов. Образование в биоэкономике должно соответствовать приоритетам государственной политики Российской Федерации по достижению научно-технологического лидерства, учитывая глобальные вызовы, национальные приоритеты и потенциал России, – подчеркнула Валентина Дианова. Она также обозначила необходимость равномерной и справедливой трудовой нагрузки преподавателей, студентов и научных сотрудников вузов для поступательного достижения поставленных целей.
В заключительном выступлении Екатерина Титова представила разработки Плехановского университета по организации подготовки кадров в биоэкономике.
Стратегическая сессия позволила обменяться опытом между вузами, научными организациями и бизнесом для создания эффективной системы подготовки кадров для биоэкономики как надотраслевой системы.
Спикерами сессии стали:
- Андрей Толстиков, первый проректор Тюменского государственного университета;
- Фархад Рагимов, директор Центра опережающей подготовки и переподготовки кадров по направлению новых материалов и химии ТГУ;
- Дмитрий Куликов, директор Института прикладной биотехнологии и пищевой инженерии им. И.А. Рогова Российского биотехнологического университета
- Борис Кареткин, доцент кафедры биотехнологий РХТУ им. Д.И. Менделеева;
- Всеволод Кулишов, менеджер по качеству X5 Group;
- Валентина Дианова, декан Высшей инженерной школы «Новые материалы и технологии» (факультета) РЭУ им. Г.В. Плеханова;
- Екатерина Титова, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования РЭУ им. Г.В. Плеханова.
В дискуссии приняли участие:
- Александр Кузнецов, профессор кафедры биотехнологии РХТУ им. Д.И. Менделеева, председатель отделения биотехнологии федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по укрупненной группе 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;
- Сергей Тюветский, директор по качеству АО «Торговый дом «Перекресток».