Плехановские учёные исследуют роль искусственного интеллекта в образовании
Проникая во все сферы жизни, искусственный интеллект становится частью и образовательного процесса. Нейросети обучились резюмировать научные статьи, писать программный код, создавать планы и т.д. Всё чаще к помощи ИИ прибегают обучающиеся для выполнения различных заданий: студенты используют большие языковые модели для генерации ответов на свои вопросы, подготовки курсовых работ и написания статей.
Влияние нейросетей на качество образования изучают в Плехановском университете. Как отмечает ведущий научный сотрудник, и.о. заведующего научной лаборатории «Прикладное моделирование» РЭУ им. Г.В. Плеханова Юрий Титов, регулярное обращение студентов к помощи ИИ замедляет получение ими профессиональных навыков.
«Наибольшей популярностью в студенческой среде сегодня пользуются модели, которые позволяют обрабатывать текстовую информацию из различных источников. Однако дело в том, что использование обученных нейросетей для решения заданных преподавателем задач сдерживает процесс повышения их компетенций, поскольку такое использование – это уже не привычное списывание, а механическое копирование. Аналогией здесь может служить фотографирование текста и его последующая передача экзаменатору в качестве самостоятельно проведённой работы», — подчёркивает Юрий Титов.
В Плехановском университете видят способ решения этой задачи во включении в образовательный процесс курсов и заданий, связанных с трансферным обучением, когда студент получает право использовать уже обученную модель, однако обязательным требованием применения становится создание для модели узкоспециализированного датасета. Таким образом, дообучая модель, студент приобретает дополнительные, востребованные на сегодняшний день компетенции, поскольку создание уникального набора данных выводит взаимодействие с генеративными моделями на новый профессиональный уровень.
«Этот опыт достаточно быстро избавит студентов от иллюзий того, что интеллектуальная система всегда права, они поймут, что не следует безоглядно верить нейросети, т.к. при применении в узких областях она часто ошибается. Таким образом, в ходе дообучения модели студенты получат навыки критического мышления, что является одной из главных задач обучения в университете», — поясняет Юрий Титов.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны: так, в рамках гранта РНФ магистры, работающие под руководством научных сотрудников в НЛ «Прикладное моделирование», и сотрудники лаборатории «Медицинской информатики и экономики здравоохранения» уже используют методы трансферного обучения лингвистических моделей.
Такой подход планируется апробировать со студентами Специального факультета талантливой молодёжи «Форсайт».
Внести свой вклад в науку возможно в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Узнать больше о направлениях подготовки, проходных баллах и особенностях поступления можно 27 апреля на Дне открытых дверей Плехановского университета.
Регистрация
Влияние нейросетей на качество образования изучают в Плехановском университете. Как отмечает ведущий научный сотрудник, и.о. заведующего научной лаборатории «Прикладное моделирование» РЭУ им. Г.В. Плеханова Юрий Титов, регулярное обращение студентов к помощи ИИ замедляет получение ими профессиональных навыков.
«Наибольшей популярностью в студенческой среде сегодня пользуются модели, которые позволяют обрабатывать текстовую информацию из различных источников. Однако дело в том, что использование обученных нейросетей для решения заданных преподавателем задач сдерживает процесс повышения их компетенций, поскольку такое использование – это уже не привычное списывание, а механическое копирование. Аналогией здесь может служить фотографирование текста и его последующая передача экзаменатору в качестве самостоятельно проведённой работы», — подчёркивает Юрий Титов.
В Плехановском университете видят способ решения этой задачи во включении в образовательный процесс курсов и заданий, связанных с трансферным обучением, когда студент получает право использовать уже обученную модель, однако обязательным требованием применения становится создание для модели узкоспециализированного датасета. Таким образом, дообучая модель, студент приобретает дополнительные, востребованные на сегодняшний день компетенции, поскольку создание уникального набора данных выводит взаимодействие с генеративными моделями на новый профессиональный уровень.
«Этот опыт достаточно быстро избавит студентов от иллюзий того, что интеллектуальная система всегда права, они поймут, что не следует безоглядно верить нейросети, т.к. при применении в узких областях она часто ошибается. Таким образом, в ходе дообучения модели студенты получат навыки критического мышления, что является одной из главных задач обучения в университете», — поясняет Юрий Титов.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны: так, в рамках гранта РНФ магистры, работающие под руководством научных сотрудников в НЛ «Прикладное моделирование», и сотрудники лаборатории «Медицинской информатики и экономики здравоохранения» уже используют методы трансферного обучения лингвистических моделей.
Такой подход планируется апробировать со студентами Специального факультета талантливой молодёжи «Форсайт».
Внести свой вклад в науку возможно в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Узнать больше о направлениях подготовки, проходных баллах и особенностях поступления можно 27 апреля на Дне открытых дверей Плехановского университета.
Регистрация
Плехановские учёные исследуют роль искусственного интеллекта в образовании