Плехановские учёные разработали рекомендации по совершенствованию методологии формирования потребительских индексов

15 февраля 2024
Поделиться:
Коллектив РЭУ им. Г.В. Плеханова под руководством ведущего научного сотрудника научной лаборатории «Количественные методы исследования регионального развития» Елены Егоровой завершил исследование по совершенствованию подходов и обработки результатов проведения регулярного выборочного обследования потребительских ожиданий населения, проводимого Федеральной службой государственной статистики (Росстат).  

Цель работы — актуализировать методическую и методологическую основу, которые позволяют получать и формировать репрезентативные статистические данные для расчёта частных и обобщающих индексов потребительских ожиданий населения. 

Учитывая анализ теоретических и практических кейсов по разработке методологии опросов потребителей в России и зарубежных странах, учёные предложили меры по совершенствованию методик формирования структуры выборки, а именно:
  •  актуализацию базовой выборки для поддержания её репрезентативности, уточнения и возможного совершенствования методов взвешивания, стратификации и проведения опросов;
  •  адаптацию инструментария по коррективам в структуре вопросов и анкетных листов;
  •  совершенствование практики представления результатов потребительских обследований Росстата.
В рекомендациях построения выборки в рамках проекта учёными предложена комбинация двух методик: вероятностной со случайным отбором, когда все индивиды, принадлежащие к целевой группе, имеют ненулевую и известную вероятность быть выбранными, и стратифицированной (невероятностной) выборки, в которую могут быть отобраны только определенные категории индивидов из целевой популяции. Для гармоничного формирования структуры выборки предложены меры по стандартизации критериев деления респондентов на страты. 

Научно-исследовательская работа выполнена по заказу Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Полученные результаты поспособствуют обновлению методологического, аналитического и визуального инструментария исследования, направленного на измерение и анализ потребительских ожиданий населения, а также могут быть задействованы в практике Росстата для развития и оптимизации существующей информационной инфраструктуры, направленной на достижение новой модели устойчивого роста в стране.

 
Плехановские учёные разработали рекомендации по совершенствованию методологии формирования потребительских индексов
Наука