Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Перейти вверх

Экспертное мнение Дмитрия Штыхно на Коммерсант.ru

  • Эксперт:
    Д. А. Штыхно
  • Источник (СМИ):
    Коммерсант.ru
  • Дата публикации в СМИ:
    15 февраля 2017

Университет отменяет границы!

Международное образовательное сотрудничество стало в XXI веке одним из ключевых показателей эффективности работы вузов. Сейчас образование и наука являются единой глобальной средой: студенты ездят на стажировки в другие страны, преподаватели читают лекции сразу в нескольких университетах, научные исследования проводятся коллаборациями нескольких вузов. РЭУ имени Плеханова плотно интегрирован в мировое образовательное сообщество и собирается расширять свое присутствие на географической карте.

Уже в первые годы своей работы Московский коммерческий институт стал налаживать связи с зарубежными учебными заведениями. Дореволюционные профессора переписывались с иностранными коллегами, ездили на стажировки за границу. Такие поездки институт организовывал и финансировал для наиболее способных студентов, которые потом нередко становились преподавателями. Например, профессор Александр Галаган ездил на стажировку в Италию и Бельгию, Дмитрий Генкин готовил свою диссертацию в Лейпциге, Иосиф Покровский обучался на берлинском семинаре по римскому праву, Борис Сыромятников два года стажировался в Париже. Были в институте и преподаватели-иностранцы, например бывший доцент кафедры политической экономии Мюнхенского университета Иосиф Гольдштейн. А профессор Николай Шилов в 1914 году отправился в Манчестер к самому Эрнесту Резерфорду, чтобы обучиться радиологии и открыть в Москве собственную лабораторию. К сожалению, война нарушила эти планы: закупленное радиологическое оборудование доставлялось кораблем, который был потоплен немецкими субмаринами.

После революции процесс международного сотрудничества в вузе по понятным причинам затормозился и снова начал развиваться в 1960-х. Тогда было создано отдельное управление международной деятельности для обучения иностранных студентов. В основном это были страны соцлагеря и политические союзники СССР — Польша, Чехословакия, Куба, Иран... Возвращаясь на родину, выпускники института занимали ключевые посты — например, Ринчиннямын Амаржаргал стал премьер-министром Монголии, а Джошуа Алаби — спикером парламента Ганы. Все выпускники тех лет до сих пор с теплотой вспоминают годы учебы и сохраняют хорошее отношение к России.

Одним из следствий падения железного занавеса стала российская интеграция в мировое образовательное сообщество. С 1990-х годов РЭУ имени Плеханова начал открывать совместные программы с иностранными университетами. "Сначала это были наши соседи по образовательной системе — Германия, Франция, Нидерланды,— говорит проректор по развитию Дмитрий Штыхно.— Подходы к образованию в этих странах были схожи с нашими, поэтому достаточно быстро удалось развернуть полноценное международное сотрудничество. И до сих пор именно эти страны являются нашими основными партнерами". Со временем охват этих программ увеличился — сейчас у РЭУ заключено порядка 150 договоров с вузами из 40 стран.

Подробнее читайте здесь

Перейти к списку экспертных мнений