РЭУ им.Г.В.Плеханова

      Министерство образования и науки Российской Федерации

       

      Государственное образовательное учреждение

      высшего профессионального образования

      «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

      (ГОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»)

       

       

      Факультет политологии и права

      Кафедра политологии и социологии

       

       

       

       

       

       

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       

      ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА

      (название дисциплины)

       

       

       

      Направление подготовки 030200 – «Политология»

       

      Профиль подготовки –  

       

      Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      Москва - 2011


      Составители: кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова Бурматов В.В.

      кандидат культурологии, старший преподаватель Глазунов О.Н.

      доктор политических наук, Кошкин А.П.

      кандидат политических наук, доцент Мухин Н.А

      кандидат политических наук, доцент Перенджиев А.Н.

      кандидат политических наук, доцент Прокопенко Е.Е.

      кандидат филологических наук, доцент Черданцев В.В.

       

       

      Рецензент: доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Российской Академии Музыки им. Гнесиных, кандидат философских наук Заборских Тамара Петровна.

       

      Существование сферы политики без символов не возможно. Символ стал одним из базовых элементов построения и осмысления политической реальности. Становится неоспоримым и актуальным факт необходимости исследования политической реальности, как с объективной, так и с символической стороны. Ведь в сознании формирование картины политического мира на уровне индивида и общества огромное влияние оказывают традиции, обычаи, символы и мифы, относящиеся к сфере символического.

      Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо.

      Политическая символика, как учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин Б.3 и имеет номер Б.3.В.6.

       

      Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению  030200 – «Политология»

       

       

      Рабочая программа утверждена на заседании кафедры статистики

       

      протокол № _____ от «_____»________________201__ г.

       

      Заведующий кафедрой                                                                           Бурматов В.В.

       

       

      Одобрено советом (методической комиссией) _______________________________________ факультета

       

      протокол № _____ от «_____»________________20__ г.

       

      Председатель                                                                                          

       

       


       

      Содержание

       

      I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4

      Цель дисциплины.. 4

      Учебные задачи дисциплины.. 4

      Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4

      Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 4

      Формы контроля. 5

      II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

      Модули, темы и краткое содержание. 7

      Содержание разделов дисциплины.. 8

      Обеспечение содержания дисциплины.. 11

      III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13

      IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 14

      Рекомендуемая литература.. 14

      Рекомендуемые Интернет-ресурсы.. 15

      Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 15

      V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.. 15

      Тематика курсовых работ. 15

      Вопросы к экзамену (зачету) 15

      Примеры тестов для контроля знаний.. 16

      VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 17

       

       


      I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

      Цель дисциплины

       

      Основной целью курса является знакомство студентов с основными понятиями политической символики,  освещение сущности этого термина,  вскрытие природы, характера и функций политической символики.

      Учебные задачи дисциплины

       

      Задачей дисциплины «Политическая символика» является ввести студентов в сложный мир понятий и образов государственной и национальной символики, знакомство  с истоками становления теоретических направлений происхождения политической символики, теоретическое исследование заявленной проблематики.  

      В более детальном виде задачами дисциплины являются:

      • выявление первоначала определения «символ» и прослеживание истории изучения символа;
      • изучение специфической роли символов в политике;
      • вскрытие природы, характера и функций политической символики; 
      • оформление авторского определения «политической символики»;
      • изучение развития государственной и национальной символики;
      • иметь представление об основах вексиллологии (наука о флагах);
      • понимать своеобразный и многосложный язык геральдики, владеть  спецификой  материала  во  всех  его  проявлениях;


      Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 

       

      Дисциплина «Политическая символика» относится к вариативной части профессионального цикла ООП и содержит один модуль. Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Культурология», «Философия», «Теория политики»,  «Политическая психология»,  "Политический менеджмент".

      Для успешного освоения дисциплины «Политическая символика» студент должен:

      1. знать сущность политических процессов, философские и политические категории, и их взаимосвязи;
      2. знать основы психологии, теории психоанализа  и области их применения в анализе политических процессов;
      3. знать основы политического анализа и прогнозирования, области их применения в анализе политических процессов;
      4. уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.

      Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как:  политическая реклама, информационная политика государства,

      Требования к результатам освоения содержания дисциплины

      В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

      владением навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2);

      политическому менеджменту (представление о менеджменте в системе современной политологии, знание методов принятия и реализации политических решений, умение применять политические технологии, формирование навыков политического консалтинга) (ПК-11);

      способностью к ведению деловой переписки (ПК-16);

       

      В результате освоения компетенций студент должен:

      1. Знать:

      • содержание дисциплины «политическая символика» и иметь достаточно полное представление о возможностях применения ее положений и выводов в профессиональной деятельности; ( ОК-2, ПК-11)
      • основные цели, задачи и функции политической символики; (ПК-2, ПК-11)
      • социокультурные, религиозные и этнические аспекты политической символики;(ПК-2, ПК-11, ПК-16);
      • диалектику взаимосвязи и взаимодействия политики и символа (ПК-2, ПК-11, ПК-16);
      • значение символики в развитии современного общества и политические аспекты развития информационного общества (ПК-2, ПК-11, ПК-16;

      2. Уметь:

      • компетентно участвовать в дискуссии по политическим вопросам, аргументировано отстаивая свою позицию с учетом приобретенных знаний в области политической символики (ПК-2, ПК-11, ПК-16);
      • ориентироваться в разновидностях политических символов, осознавать их влияние в современных политических процессах (ПК-2, ПК-11, ПК-16);
      • систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам политического символизма;(ПК-10, ПК-9)
      • анализировать социально-значимые проблемы современного общества и определять политические технологии их решения (ПК-2, ПК-11, ПК-16);
      • методически грамотно осуществлять поиск информации по политическим проблемам современного общества и использовать ее (ПК-2, ПК-11, ПК-16);

      3. Владеть:    

      • навыками использования политической символики в рамках изученного курса, российской специфике взаимодействия политики и символа (ПК-2, ПК-11, ПК-16);

       

       Формы контроля 

       

      Текущий контроль освоения модуля «Политическая символика» осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:

      -       письменного опроса по теории;

      -       контрольных работ;

      -       письменных домашних заданий;

      -       индивидуальных проектов;

      Промежуточный контроль – экзамен в письменной форме.

      Результаты текущего и итогового контроля формируют рейтинговую оценку работы студента.

       

      Пример формирования итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента

       

      Форма контроля

      Максимальное количество баллов

      Посещаемость

      2,0

      Контрольные и домашние работы модуля

      2,0

      Индивидуальный проект (творческий рейтинг)

      1,0

      Работа на занятиях

      1,0

      Экзамен (зачет)

      4,0

      ИТОГО

      10,0

       

      Формирование рейтинга до экзамена осуществляется следующим образом:

      1. 1.     Оценка выполненных домашних работ (каждая домашняя работа может быть оценена по 0,25 балла из расчета 2 балла рейтинговой оценки на 8 домашних работ)

      ФИО студента

      Номера домашних работ и доля их выполнения

      Итого

      Балл

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Требуемый объем выполнения (кол-во заданий)

      6

      4

      5

      5

      4

      6

      8

      4

       

      2,0

      1. Иванов П.Я.

      4/6

      4/4

      5/5

      4/5

      4/4

      5/6

      5/8

      2/4

      6,425

      1,61

      2. Петров В.Л.

      3/6

      2/4

      5/5

      3/5

      4/4

      2/6

      7/8

      3/4

      5,558

      1,39

      3. Семенов А.И.

      6/6

      3/4

      5/5

      4/5

      4/4

      5/6

      8/8

      4/4

      7,383

      1,85

       

      1. 2.     Оценка выполненной самостоятельной работы (индивидуальный проект, творческий рейтинг)

      ФИО студента

      Блоки к самостоятельной задаче и доля их выполнения

      Итого

      Балл

      1

      2

      3

      4

      5

      Требуемый объем выполнения (кол-во заданий)

      3

      3

      3

      3

      3

       

      1,0

      1. Иванов П.Я.

      2/3

      3/3

      3/3

      2/3

      1/3

      3,667

      0,73

      2. Петров В.Л.

      2/3

      2/3

      3/3

      3/3

      2/3

      4

      0,80

      3. Семенов А.И.

      3/3

      2/3

      3/3

      3/3

      3/3

      4,667

      0,93

       

      1. 3.     Оценка работы на занятиях

      ФИО студента

      Учет посещений (кол-во)

      Итого

      Балл, набранный перед экзаменом

      Посещае-мость

      Работа на занятиях

      Кол-во пропусков

      Балл за посещае-мость

      Балл за работу на занятиях

      Максимально

      20

      20

       

      2,0

      1,0

      3,0

      1. Иванов П.Я.

      13

      11

      7

      1

      0,55

      1,55

      3,89

      2. Петров В.Л.

      15

      15

      5

      1,5

      0,75

      2,25

      4,44

      3. Семенов А.И.

      18

      18

      2

      2

      0,9

      2,90

      5,68

       

      1. 4.     Итоговый балл формируется суммированием балла за экзамен и балла, набранного перед экзаменом. Приведение суммарной оценки к пятибалльной шкале производится следующим образом:

       

      1. 5.     Студент считается допущенным до экзамена (зачета) при условии, что его рейтинг составляет не менее 4 баллов.

       

      1. 6.     Перевод итоговой оценки в пятибалльную шкалу

      Максимальная оценка – 10 баллов:

      Менее 5,0 – «неудовлетворительно»/ «незачтено»

      5,0-6,9 баллов – «удовлетворительно»/ «зачтено»

      7,0-8,4 баллов – «хорошо»/ «зачтено»

      8,5-10,0 баллов – «отлично»/ «зачтено»


       

      II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

      Модули, темы и краткое содержание

       

      Тема 1. Политическая символика и ее роль в обществе.

      Тема 2. Национально-государственная политическая символика

      Тема 3. Ритуально-процессуальная символика и политико-музыкальная

                    символика

      Тема 4. Предметно-объектная политическая символика

      Тема 5. Люди как политические символы

      Тема 6. Политическая символика СССР и современной России.

      Тема 7. Психология политических символов

      Тема 8.  Международно-политическая символика

       

       

       

      Содержание разделов дисциплины

       

      № п/п

      Наименование раздела дисциплины (темы)

      Содержание

      Формируемые компетенции

      Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

      Образовательные технологии

       

      1.  

      Политическая символика и ее роль в обществе.

       

       Определение политической символики.  Виды и формы политической символики. Классификацию политической символики Г.Д.Лассуэла и А.Каплана Философской традиции в понятие символа. Культура и символ.  Динамические и статистические символы. Политическая символы как воплощение истории государства.

       

      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: предмет, объект и функции политической символики как науки; основные ее категории  и  задачи

      Лекции, самостоятельная работа с литературой

      1.  

      Национально-государственная политическая символика

       

      Понятие государственной символики. Основы вексиллологии (наука о флагах). Значение, смысл и определение понятий «вексиллум», «штандарт», «флаг», «стяг», «знамя». Происхождение флагов. Государственные атрибуты и символы древнейших цивилизаций Архитектурные комплексы как политические символы. Скульптурные сооружения. Знаки отличия. Денежные знаки.
      Политическая топонимика.  Закрепление государственных символов в Конституциях        Политические мероприятия (ритуал). Дипломатический церемониал.     Религиозная атрибутика в государственной символике Типология христианских, мусульманских, буддийских и иных религиозных культовых знаков; закономерности их появления. Города как политические символы.

      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: основы государственной символики, вексиоллогии, религиозной символики.

      Уметь: понимать роль государственной символики в политических процессах.

      Владеть: навыками использования вексиллологии в современных политических проблемах

      Лекции, самостоятельная работа с литературой

      1.  

      Ритуально-процессуальная символика и политико-музыкальная символика

      .

      Понятие наглядно-агитационной символики. Виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, флаги, портреты и т.д.) Символы ведущих политических партий, объединений, движений. Их коренное отличие от государственных и национальных символов. Условно-графическая символика Политико-музыкальная символика. Гимны. Закономерности их появления и развития. Понятие государственного и религиозного гимна. Его специфика. История становления и значение государственных гимнов в общественно-политической жизни.

       

      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: виды наглядно-агитационной символики, символы ведущих политических партий и движений, понимать значение гимнов в общественно-политической жизни;

      Уметь: различать и понимать символы ведущих политических партий, проводить политическую рекламу, понимать задачу и специфику религиозных и политических гимнов.

      Владеть: навыками практического использования полученных знаний при проведении избирательных мероприятий;

      Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой

      1.  

      Предметно-объектная политическая символика

       

      Понятие предметно-объективной символики. Виды и функции предметно-объективной символики. Национальные святыни. Закономерности появления.  Предметно-объективная символика в СССР и современной России. Коренные отличия от государственной символики. Неофициальные символы.

      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: виды  и функции предметно-объективной символики.

      Уметь: использовать полученные знания в современных политических процессах.

      Владеть: навыками использования политической символики при решении современных политических задач

      Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой

      1.  

      Люди как политические символы

      Мифологические персонажи в государственных символах различных стран и их связи с историко-культурной традицией Политические лидеры. Политическое лидерство как специфический тип политического поведения. Политическая мода и стиль.



      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: роль политического сознания и поведения личности в политике, роль мифологических героев  в государственных символах,  их связь с историко-культурной традицией;

      Уметь: ориентироваться в разновидностях политических символов, осознавать их влияние в современных политических процессах

      Владеть: навыками  практического анализа политических процессов и явлений  

      Лекции, семинары, письменное домашнее задание, консультации преподавателей

      1.  

      Политическая символика СССР и современной России.

      Знаки, флаги и эмблемы древней Руси Предыстория двуглавого орла. Российский герб в XVI - середине XIX в Большой государственный герб Российской империи. Политические символы и борьба за власть в 1917 г. Государственные гербы нашей страны в 1917-1993 гг. Государственный гимн российской Федерации

       

      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: политические символы древней Руси, СССР и современной России.

      Уметь: ориентироваться в политической символики как древней Руси, так и современной России..

      Владеть: знаниями в области  российской истории и символики

      Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей

      1.  

      Психология политических символов

      Политическая психология Национально-психологические особенности политических символов. Психологическое воздействие политической символики. Символика цвета в государственных флагах стран. Закономерности ее прочтения в связи с историко-культурными традициями. Разрушение политических символов.

      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: национально-психологические особенности политических символов;

      Уметь: проводить анализ влияния политических символов на психологию масс, понимать значение символики цвета в государственной атрибутики различных мировых держав.

      Владеть: навыками  практического анализа политических процессов и явлений с помощью основных методов политической психологии.

      Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой,  консультации преподавателей

      1.  
      Международно-политическая символика.

       

      Политическая символика стран Западной Европы и Америки. Закономерности их появления и развития. Закрепление государственных символов в Конституциях. Типология и виды национальной символики. Национальные святыни. Закономерности появления. Коренные отличия от государственной символики. Неофициальные символы стран. Государственные атрибуты и символы древнейших цивилизаций азиатско-тихоокеанского региона: Индия, Китай, Япония, Шри-Ланка.

       

      ПК-2

      ПК-11

      ПК-16

      Знать: политическую символику стран Западной Европы и Америки, типологии и виды национальной символики, государственные символы древнейших азиатских цивилизаций;

      Уметь: проводить сравнительный анализ различных политических символов, их влияние на политические процессы

      Владеть: навыками практического анализа государственной символики различных стран и использования их в политических процессах.

      Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей

       

       

       

      Обеспечение содержания дисциплины

      Тема 1. Политическая символика и ее роль в обществе.

      Литература: Б-2: с. 10-32; О-1: с. 4-10; О-9: с. 4-19.

      Вопросы для самопроверки:

      1)      Дайте определение политической символики?

      2)      Какие виды политической символики вы знаете?

      3)      Охарактеризуйте классификацию политической символики Г.Д.Лассуэла и А.Каплана

      4)      В чем заключаются философские традиции в понятие символа?

      Задания для самостоятельной работы:

      Политическая символы как воплощение истории государства.

       

      Тема 2. Национально-государственная политическая символика

      Литература: Б-2: с. 110-214; О-1: с. 10-24;  

      Вопросы для самопроверки:

      1)      Что такое вексиллология?

      2)      В чем заключается значение, смысл и определение понятий «вексиллум», «штандарт», «флаг», «стяг», «знамя»?

      3)      Какие государственные атрибуты и символы древнейших цивилизаций  вы знаете?

      4)      Как и каким образом закреплена государственная символика в Конституциях стран Европы и Америки?

      Задания для самостоятельной работы:

      1)      Религиозная атрибутика в государственной символике.

      2)      Типология христианских, мусульманских, буддийских и иных религиозных культовых знаков; закономерности их появления.

       

      Тема 3. Ритуально-процессуальная символика и политико-музыкальная символика

      Литература: Б-2: с 67-77, с. 91-97  О-1: с. 42-46; с. 110-114;  

      Вопросы для самопроверки:

      1)      Что такое наглядно-агитационная символика?

      2)      Какие виды  наглядной агитации вы знаете?

      3)      Дайте характеристику символам ведущих политических партий России и США?

      4)      Что такое условно-графическая символика?

      5)      Охарактеризуйте основные виды политико-музыкальной символики?

      Задания для самостоятельной работы:

      1)      Понятие государственного и религиозного гимна. 

      2)      История становления и значение государственных гимнов в общественно-политической жизни. 

       

      Тема 4. Предметно-объектная политическая символика

      Литература: Б-2: с. 358-381; О-1: с. 114-132;   

      Вопросы для самопроверки:

      1)      В чем суть предметно-объективной символики?

      2)      Какие виды предметно-объективной символики вы знаете? Дайте их характеристику?

      3)      Роль национальных святынь в политической идеологии?

      4)      Охарактеризуйте понятие неофициальные символы.

      Задания для самостоятельной работы:

      Дайте характеристику предметно-объективной символики в СССР и современной России 

      Тема 5. Люди как политические символы

      Литература: Б-3: с. 296-334; О-1: с. 34-42;  с. 60-76; с. 82-89;. 

      Вопросы для самопроверки:

      1. 1.     Какие мифологические герои отображены в государственных символах различных стран Европы и Америке?
      2. 2.     Политические лидеры как часть политической символики?
      3. 3.     Дайте определение политической  моды?

      Задания для самостоятельной работы:

           Политическое лидерство как специфический тип политического поведения

       

      Тема 6. Политическая символика СССР и современной России.

      Литература: Б-2: с. 32-58;  с. 58-97 с.152-214; О-1: с. 34-132; 

      Вопросы для самопроверки:

      1)      Какие флаги и эмблемы древней Руси вы знаете? Дайте их характеристику?

      2)      В каком веке  двуглавый орел стал символом России?

      3)      Дайте характеристику политической символики СССР?

      4)      Опишите историю создания государственного гимна  Российской Федерации?

      Задания для самостоятельной работы:

      1)      Российский герб в XVI - середине XIX в

      2)      Политические символы и борьба за власть в 1917 г

       

      Тема 7. Психология политических символов

      Литература: Б-2: с. 16-19; с. 446-458; О-14: с. 162-182; с. 207-233; О-17: с. 39-56; . 

      Вопросы для самопроверки:

      1)      Чем занимается политическая психология?

      2)      Какие национально-психологические особенности политических символов?

      3)      В чем заключается психологическое воздействие политической символики? 

      Задания для самостоятельной работы:

      1)      Проведите сравнительный анализ символики цвета в государственных флагах стран Европы и Азии?

      2)      Разрушение политических символов. 

       

      Тема 8. Международно-политическая символика

      Литература: Б-2: с. 140-152; с. 424-432;  0-21: с. 8-85;  

      Вопросы для самопроверки:

      1)      Дайте характеристику основных политических символов европейских стран?

      2)      Проведите анализ основных видов национальной символики  зарубежных странах?

      3)      Какие неофициальные символы европейских стран вы знаете? Дайте их характеристику?

      Задания для самостоятельной работы:

      Дайте сравнительный анализ политическая символики стран Западной Европы и Азии?. 

       

      Экзамен  по модулю  – Политическая символика

       

      III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

       

      В процессе освоения дисциплины «Политическая символика» используются следующие образовательные технологии:

      1. Стандартные методы обучения:
      • Лекции;
      • Семинарские занятия, на которых обсуждаются основные вопросы политической символики;
      • Письменные домашние работы;
      • Самостоятельная работа студентов.
      • Консультации преподавателей.

       

      IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

      Рекомендуемая литература

      Базовый учебник:

       

      1)      Трессиддер Дж. Словарь символов / Дж. Трессиддер; Пер. С. Палько – М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999.

      2)      Ульянов А.В. Русская символика – М: АСТ: Астрель: Владимир ВКТ, 2010

      3)      Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М., 1990. 

      4)      Баскаков Э.Г. Биография гербов, флагов, гимнов зарубежных стран. - М.: Политиздат, 1967

      5)      Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов.  - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

      6)      Весь мир. Флаги, гербы, территория, статистические данные о всех странах. Энциклопедический справочник. - Минск: Литература, 1998.

      7)      Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: Российский опыт. – М.: Дело, 1999

      8)      Райхардт Г, Шурдель Г.Д. Флаги. - М.: Слово, 1997.

      9)      Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече-АСТ, 1997.

      Основная литература:

       

      1)      Фивейская М.Г., Чернышева О.Н. Российская государственная и региональная символика – М.: Издательство РАГС, 2010

      2)      Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов.- М.: “Рефл-бук”, K.: “Ваклер”.-2000.-624c.

      3)      Горелов И.H., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации.- М.: Мол. Гвардия, 1991.-240с.

      4)      Цуладзе A. Большая манипулятивная игра.- М.: Алгоритм, 2000.-336c.

      5)      Гозман Л.Я. Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-наДону, Изд-во «Феникс», 1996. 448 с.

      6)      Завершинский К.Ф. Методологическая комплементарность в исследовании символических матриц динамики политических институтов.// Полис, 2003, 1, с. 39-49.

      7)      Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1995.
      Мисюров Д.А. Политическая символика: между идеологией и рекламой.//Полис, 1999, №1, с. 168-174.

      8)      Мисюров Д.А. Политическая символика: структура и функции.// Вестник МГУ, Сер. 12, политические науки, 1999, 1.

      9)      Попов В.А. Символы власти и власть символов Символы и атрибуты власти. Сборник Отв. ред. В.А. Попов, СПб., 1996.

      10)  Поцелуев СП. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме Полис, 1999, 5, с. 62-75

      11)  Сикевич З.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян.// Социс, 1999, 1, с. 87-92.

      12)  Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 208 с

      13)  .Соболева Н.А. Символы России. - М.: Панорама, 1993. 208 с.

      14)   Крысько В.Г. Секреты психологической войны -  Мн.: Харвест, 1999.

      15)  Степанова Л.Я. Социальная символика России Социс, 1998,

      16)  Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. - М.: Издво Моск. ун-та, 1993.

      17)   Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием-2 – М.: Эксмо: Алгоритм, 2009

      18)  Шестопал Е. Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепции политической социализации. - М.: Мысль, 1988.-203 с.

      19)  Щербинина Н.Г. Цветовая классификация политических лидеров России или лидер белый, красный и черный. Полис, 2004.

      20)  Скрынников Р.Г. Святители и власти. - Л.: Лениздат, 1990. 347 с.

      21)  Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - М.: Международные отношения, 1994.

      Рекомендуемые Интернет-ресурсы

      1. www.duma.ru – Государственная Дума РФ
      2. www.council.gov. ru – Совет Федерации РФ.
      3. www.govemment.ru – Правительство РФ.
      4. www.kremlin.ru – Администрация президента РФ.
      5. www.oprf.ru – Общественная палата РФ
      6. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
      7. www.mon.gov.ru – Министерство образования РФ

      Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

      Дисциплина «Политическая символика» обеспечена электронным курсом лекций, рабочими тетрадями для аудиторной и домашней работы, заданиями для самостоятельной работы в виде деловых ситуаций.

       

      V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

      Тематика контрольных  работ

      Согласно учебному плану, предусмотрена контрольная работа по дисциплине «Политическая символика». Тематика контрольных работ разрабатывается ведущей кафедрой.

      Вопросы к экзамену (зачету)

       

      1. 1.     Определение политической символики. 
      2. 2.     Виды и формы политической символики.
      3. 3.     Классификацию политической символики Г.Д.Лассуэла и А.Каплана
      4. 4.     Философской традиции в понятие символа. Культура и символ.  
      5. 5.     Динамические и статистические символы.
      6. 6.     Понятие государственной символики.
      7. 7.     Государственные атрибуты и символы древнейших цивилизаций
      8. 8.     Архитектурные комплексы как политические символы. Скульптурные сооружения.
      9. 9.     Знаки отличия. Денежные знаки.

      10. Политическая топонимика. 

      11. Закрепление государственных символов в Конституциях       

      12. Политические мероприятия (ритуал). Дипломатический церемониал.   

      13.  Религиозная атрибутика в государственной символике

      14. Понятие наглядно-агитационной символики.

      15. Виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, флаги, портреты и т.д.)

      16. Символы ведущих политических партий, объединений, движений. Их коренное отличие от государственных и национальных символов.

      17. Условно-графическая символика

      18. Политико-музыкальная символика..

      19. Понятие предметно-объективной символики.

      20. Виды и функции предметно-объективной символики. Национальные святыни. Закономерности появления.  

      21. Предметно-объективная символика в СССР и современной России. Коренные отличия от государственной символики.

      22. Мифологические персонажи в государственных символах различных стран и их связи с историко-культурной традицией

      23. Политические лидеры. Политическое лидерство как специфический тип политического поведения.

      24. Политическая символика древней Руси. 

      25. Российский герб в XVI - середине XIX в.

      26.  Большой государственный герб Российской империи.

      27. Государственные гербы нашей страны в 1917-1993 гг. Государственный гимн российской Федерации

      28. Политическая психология Национально-психологические особенности политических символов.

      29. Психологическое воздействие политической символики.

      30. Символика цвета в государственных флагах стран. Закономерности ее прочтения в связи с историко-культурными традициями.

      31. Разрушение политических символов.

      32. Политическая символика стран Западной Европы и Америки. Закономерности их появления и развития.

      33. Типология и виды национальной символики.

      34. Национальные святыни. Закономерности появления.

      35. Неофициальные символы стран. Коренные отличия от государственной символики.

      36.  Государственные атрибуты и символы древнейших цивилизаций азиатско-тихоокеанского региона: Индия, Китай, Японии.

      Примеры тестов для контроля знаний

       

      Тестовое задание 1.

      Политическая символика — это наука, изучающая:

      А)  политические законы

      Б)   культурные артефакты

      В)   психологию рекламы

      Г)    знаки и эмблемы

      Д)   исторические события

      Тестовое задание 2.

      Главные общие понятия, описывающие явления, изучаемые в политической символике:

      А) автомобили

      Б)   флаги

      В)  фауна

      Г)   самолеты

      Д)  нумизматика

      Тестовое задание 3.

       К условно-графической символике относят:

      А) название улиц

      Б) революционные песни

      В) геральдические знаки

      Г) национальные праздники

      Д) наглядная агитация

      Тестовое задание 4.

      К понятию предметно-объективной символике относят:

      А) флаги

      Б)   религиозные гимны

      В)  воинские знаки

      Г)   листовки

      Д)  символически здания

      Тестовое задание 5.

      К понятию политическая топонимика:

      А)               скульптурные сооружения

      Б) денежные знаки

      В)                наименование улиц

      Г) геральдика

      Д)                архитектурные комплексы

      Е)                вексиллология

      Текстовое задание 6.

      Самое первое матерчатое знамя, прикрепленное к древку сбоку появилось:

      А) в Древнем Египте ( V до н.э.)

      Б) во времена Римской империи

      В) у геттов и сарматов (V в. до н.э.)

      Г) в армии Александра Македонского (1V до н.э.)

      Д) в Китае (V11 до н.э.)

       

       

      VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

      № п/п

      Наименование разделов и тем

      Аудиторные часы

      Самостоя-тельная работа (формы, часы)

      Интерак-тивные формы обучения

      Формы текущего контроля

      Лекции

      Практи-ческие занятия

      Лабора-торные работы

      Всего

       

      1.  

      Политическая символика и ее роль в обществе.

       

      1

      4

       

      5

      4, лит[1].

       

      Опрос

      1.  

      Национально-государственная политическая символика

      2

      4

       

      6

      4, лит[2].

       

      Опрос

      1.  

      Ритуально-процессуальная символика и политико-музыкальная символика

       

      1

      4

       

      5

      4,

      лит., п.з.[3]

      2

      Дискус..[4]

      П.з.

      1.  

      Предметно-объектная политическая символика

       

      2

      2

       

      4

      4,

      лит., п.з.[5]

      2

      коугл. стол

      П.з.

      1.  

      Люди как политические символы

       

      2

      2

       

      4

      4,

      лит., п.з.

      2

      Дискус.

      Опрос

      1.  

      Политическая символика СССР и современной России.

       

      2

      2

       

      4

      4,

      лит., п.з.

      2

      коугл. стол

      Опрос

      1.  

      Психология политических символов

       

      2

      2

       

      4

      4,

      лит., п.з.

      2

      дикус.

      Опрос

      1.  

      Международно-политическая символика

       

      2

      4

       

      6

      4,

      лит., п.з.

      4

      круг. стол

      П.з.

      Итого: 72

      14

      22

       

      36

      32

      14 (19%)

      зачет

       

       



      [1] Работа с литературой

      [2] Работа с литературой

      [3] Выполнение письменного домашнего задания

      [4] Дискуссии, круглые столы

      [5] Выполнение письменного домашнего задания

      новости
       
      |<<
      <<
      1
      © 2009 Рейтинг@Mail.ru